Дмитрий Левицкий — мастер парадного и камерного портрета, руководитель портретного класса в Императорской Академии художеств на рубеже XVIII–XIX веков. Он родился около 1735 года в Киеве в семье художника-гравера, отец научил Левицкого азам живописи. В 1758 году художник переехал в Санкт-Петербург.
Левицкому позировала вся знать того времени: просветитель Николай Новиков, архитектор Александр Кокоринов, французский философ Дени Дидро, министр юстиции Иван Дмитриев. Граф Артемий Воронцов заказал ему портреты всех членов своей семьи. Левицкий писал и портрет императрицы Екатерины II.
В Челябинском музее изобразительных искусств представлены парные портреты — Левицкий изобразил себя и свою жену, Анастасию (Настасью) Левицкую.
О жене художника известно очень мало. Из исповедных росписей — церковной переписи населения — можно узнать, что Настасья Левицкая была на одиннадцать лет моложе мужа и родилась приблизительно в 1747 году. Она отличалась властным характером. Согласно метрическим книгам, детей у Левицких было трое, но сыновья Григорий и Алексей умерли во младенчестве. Портрет дочери Агафьи, созданный Левицким, хранится в Государственном Русском музее. Умерла Настасья Левицкая в 88 лет в Санкт-Петербурге.
Образ жены художника выдержан в традициях камерного портрета. Она изображена погрудно на нейтральном фоне, в отличие от парадного портрета в полный рост или по пояс с декорациями в духе античной архитектуры. В камерном портрете мастера стремились передать не только внешнее сходство с моделью, но и показать ее моральные качества. На портрете Левицкого героиня смотрит на зрителя слегка устало и свысока.
Популярность камерного портрета объяснялась просто: в дворянских усадьбах было модно иметь фамильные портретные галереи. В России первую портретную галерею создал известный гравер Иоганн Штенглин в Академии наук в середине XVIII века во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны. Собрание было посвящено русским государям и членам их семейств. Усадебные портретные галереи XVIII века подражали императорским, но отличались тем, что размещали на них образы предков. Подобные собрания были призваны увековечить род и свидетельствовать о знатном происхождении владельцев.
Левицкому позировала вся знать того времени: просветитель Николай Новиков, архитектор Александр Кокоринов, французский философ Дени Дидро, министр юстиции Иван Дмитриев. Граф Артемий Воронцов заказал ему портреты всех членов своей семьи. Левицкий писал и портрет императрицы Екатерины II.
В Челябинском музее изобразительных искусств представлены парные портреты — Левицкий изобразил себя и свою жену, Анастасию (Настасью) Левицкую.
О жене художника известно очень мало. Из исповедных росписей — церковной переписи населения — можно узнать, что Настасья Левицкая была на одиннадцать лет моложе мужа и родилась приблизительно в 1747 году. Она отличалась властным характером. Согласно метрическим книгам, детей у Левицких было трое, но сыновья Григорий и Алексей умерли во младенчестве. Портрет дочери Агафьи, созданный Левицким, хранится в Государственном Русском музее. Умерла Настасья Левицкая в 88 лет в Санкт-Петербурге.
Образ жены художника выдержан в традициях камерного портрета. Она изображена погрудно на нейтральном фоне, в отличие от парадного портрета в полный рост или по пояс с декорациями в духе античной архитектуры. В камерном портрете мастера стремились передать не только внешнее сходство с моделью, но и показать ее моральные качества. На портрете Левицкого героиня смотрит на зрителя слегка устало и свысока.
Популярность камерного портрета объяснялась просто: в дворянских усадьбах было модно иметь фамильные портретные галереи. В России первую портретную галерею создал известный гравер Иоганн Штенглин в Академии наук в середине XVIII века во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны. Собрание было посвящено русским государям и членам их семейств. Усадебные портретные галереи XVIII века подражали императорским, но отличались тем, что размещали на них образы предков. Подобные собрания были призваны увековечить род и свидетельствовать о знатном происхождении владельцев.