Персона
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Годы жизни: 1735—1822
#20
#21
Художник Дмитрий Левицкий писал портреты императрицы Екатерины II, философа Дени Дидро, горнозаводчика Прокофия Демидова. Кроме того, он создал серию «Смолянки»: в нее вошли портреты воспитанниц Общества благородных девиц при Смольном женском монастыре.
#22
Портреты аристократов, промышленников и просветителей
#23
Дмитрий Левицкий родился в 1735 году в Киеве, в семье художника и гравера Григория Левицкого. Рисовать он начал под руководством отца, в дальнейшем его учителем стал Алексей Антропов — один из первых русских мастеров-портретистов.
В конце 1750-х Дмитрий Левицкий покинул Киев и переехал в Санкт-Петербург. Там он поступил в Императорскую Академию художеств, во время учебы брал заказы на портреты и расписывал храмы. После выпуска живописец несколько лет провел в Москве, куда его направили по распоряжению правительства. Вместе с другими мастерами Левицкий работал над панно для Триумфальных ворот: их возвели по случаю коронации императрицы Екатерины II.
Вскоре после возвращения в Петербург Левицкий стал одним из самых востребованных портретистов столицы. Ему заказывали полотна дворянские семьи и члены правительства. Одним из государственных заказов стала серия портретов, на которых художник изобразил меценатов, пожертвовавших деньги на Воспитательный дом — заведение для сирот, основанное по инициативе императрицы. Глава Академии художеств Иван Бецкой предложил Екатерине запечатлеть этих людей в знак благодарности «с приложением описания их усердия к пользе человечества».
Для этой серии художник создал портрет владельца горных заводов Прокофия Демидова. На картине он указывает на Воспитательный дом на заднем плане. Живописец запечатлел Демидова в простом платье и колпаке вместо парика — такой подход был характерен для домашних портретов. На картине промышленник представлен в образе садовника с лейкой, вокруг него расставлены цветочные горшки. На фоне можно увидеть атрибуты парадного портрета — колонны и драпировки. Таким образом мастер соединил черты двух жанров: домашнего и официального портретов. Как отмечала искусствовед Галина Данилова, художник создал «правдивый образ человека со сложным и противоречивым характером».
В начале 1770-х в Петербург по приглашению императрицы прибыл французский просветитель Дени Дидро. Левицкий создал его портрет в домашнем облачении — в халате и без парика. Искусствовед Нина Молева писала об этом полотне:
В конце 1750-х Дмитрий Левицкий покинул Киев и переехал в Санкт-Петербург. Там он поступил в Императорскую Академию художеств, во время учебы брал заказы на портреты и расписывал храмы. После выпуска живописец несколько лет провел в Москве, куда его направили по распоряжению правительства. Вместе с другими мастерами Левицкий работал над панно для Триумфальных ворот: их возвели по случаю коронации императрицы Екатерины II.
Вскоре после возвращения в Петербург Левицкий стал одним из самых востребованных портретистов столицы. Ему заказывали полотна дворянские семьи и члены правительства. Одним из государственных заказов стала серия портретов, на которых художник изобразил меценатов, пожертвовавших деньги на Воспитательный дом — заведение для сирот, основанное по инициативе императрицы. Глава Академии художеств Иван Бецкой предложил Екатерине запечатлеть этих людей в знак благодарности «с приложением описания их усердия к пользе человечества».
Для этой серии художник создал портрет владельца горных заводов Прокофия Демидова. На картине он указывает на Воспитательный дом на заднем плане. Живописец запечатлел Демидова в простом платье и колпаке вместо парика — такой подход был характерен для домашних портретов. На картине промышленник представлен в образе садовника с лейкой, вокруг него расставлены цветочные горшки. На фоне можно увидеть атрибуты парадного портрета — колонны и драпировки. Таким образом мастер соединил черты двух жанров: домашнего и официального портретов. Как отмечала искусствовед Галина Данилова, художник создал «правдивый образ человека со сложным и противоречивым характером».
В начале 1770-х в Петербург по приглашению императрицы прибыл французский просветитель Дени Дидро. Левицкий создал его портрет в домашнем облачении — в халате и без парика. Искусствовед Нина Молева писала об этом полотне:
#24
Дидро Левицкого — стареющий усталый человек, болезненно впечатлительный и напряженный во внутреннем неосознанном ожидании тех впечатлений, которые неустанно приносит ему жизнь.
#25
«Смолянки» и Екатерина-законодательница
#26
В 1770-х Иван Бецкой заказал художнику еще одну серию портретов. На этот раз мастер писал учениц привилегированного заведения для дворянок — Общества благородных девиц при Смольном женском монастыре. Серию из семи картин большого формата позже стали называть «Смолянки». Живописец работал над ней три года. Для полотен позировали известные воспитанницы Института благородных девиц, в том числе Наталья Борщова из дворянской династии и Екатерина Нелидова, в будущем фаворитка Павла I.
Левицкий изобразил девушек в театральных костюмах на фоне условных пейзажей, декораций и пышных занавесов, а также на сцене. Героини на портретах танцуют, играют на музыкальных инструментах или участвуют в театральном действе. При этом художник стремился достоверно, не приукрашивая передать их внешность. Когда картины были готовы, императрица велела повесить холсты во дворце в Петергофе, где они находились до революции 1917 года.
Левицкий создал множество портретов и самой Екатерины II. Многие вельможи считали необходимым иметь дома образ правительницы. В 1783 году художник закончил полотно «Екатерина — законодательница в храме богини Правосудия». Картина стала настолько популярна, что сам Левицкий и другие живописцы не раз копировали ее, а скульпторы изготавливали статуи по мотивам полотна. Левицкий писал об этом холсте в журнале «Собеседник любителей российского слова»:
Левицкий изобразил девушек в театральных костюмах на фоне условных пейзажей, декораций и пышных занавесов, а также на сцене. Героини на портретах танцуют, играют на музыкальных инструментах или участвуют в театральном действе. При этом художник стремился достоверно, не приукрашивая передать их внешность. Когда картины были готовы, императрица велела повесить холсты во дворце в Петергофе, где они находились до революции 1917 года.
Левицкий создал множество портретов и самой Екатерины II. Многие вельможи считали необходимым иметь дома образ правительницы. В 1783 году художник закончил полотно «Екатерина — законодательница в храме богини Правосудия». Картина стала настолько популярна, что сам Левицкий и другие живописцы не раз копировали ее, а скульпторы изготавливали статуи по мотивам полотна. Левицкий писал об этом холсте в журнале «Собеседник любителей российского слова»:
#27
Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея.
#28
Преподаватель Академии художеств
#29
В 1770–80-х Дмитрий Левицкий жил и работал в Петербурге. На эти десятилетия пришелся расцвет его творчества. Тогда же он получил звание академика и стал руководителем портретного класса Академии художеств, который возглавлял затем почти 20 лет. Как педагог Левицкий настаивал, чтобы студенты писали не манекены, а живых людей, причем изображали их максимально естественно. Он не ограничивал молодых художников в выборе поз или одежды натурщика — главное, чтобы готовое изображение выглядело правдиво.
В конце 1780-х Левицкий покинул Академию из-за конфликта с руководством. Тогда же его стали считать «политически неблагонадежным»: художник дружил с поэтами, критиковавшими в своих произведениях Екатерину II и ее политику. Правительственных заказов для Левицкого стало гораздо меньше, жалованье ему сократили, мастер нуждался в деньгах. Но живопись он не оставил и получал частные заказы через друзей. По приглашению философа Александра Лабзина Левицкий вошел в масонскую ложу Петербурга, а затем по его же наставлению вернулся в Академию художеств.
В последнее десятилетие жизни Левицкий продолжал работать, брал частные заказы, писал дворян, военных, фрейлин императрицы. Художник умер в 1822 году в Петербурге, его похоронили на Смоленском кладбище.
В конце 1780-х Левицкий покинул Академию из-за конфликта с руководством. Тогда же его стали считать «политически неблагонадежным»: художник дружил с поэтами, критиковавшими в своих произведениях Екатерину II и ее политику. Правительственных заказов для Левицкого стало гораздо меньше, жалованье ему сократили, мастер нуждался в деньгах. Но живопись он не оставил и получал частные заказы через друзей. По приглашению философа Александра Лабзина Левицкий вошел в масонскую ложу Петербурга, а затем по его же наставлению вернулся в Академию художеств.
В последнее десятилетие жизни Левицкий продолжал работать, брал частные заказы, писал дворян, военных, фрейлин императрицы. Художник умер в 1822 году в Петербурге, его похоронили на Смоленском кладбище.
#1
Д.Г. Левицкий
«Автопортрет» (1783)
читать дальшескрыть