Портрет Хрущовой и Хованской входит в серию из семи портретов под названием «Смолянки». Цикл написал художник Дмитрий Левицкий в 1770-х годах по заказу Екатерины II. Он изобразил лучших учениц Смольного института благородных девиц.
1 / 3
Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской
Время создания
1773 год
Размер
164x129 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
17
Открыть в приложении #2
#13
Смольный институт открылся в Петербурге в 1764 году. Это был личный проект императрицы, первое в России женское учебное заведение. Оно воплощало важные идеи европейского Просвещения: государыня надеялась, что образованные девушки помогут в будущем сформировать новое просвещенное общество, смягчить жестокие нравы и создать «новую породу людей».
В Смольном учились девочки с шести до восемнадцати лет. Преподаватели брали с их родителей расписку о том, что они не будут забирать детей до конца обучения.
Воспитанницам преподавали все дисциплины, важные для светской жизни и службы при дворе: иностранные языки, историю и географию, пение и игру на музыкальных инструментах, этикет.
В Смольном учились девочки с шести до восемнадцати лет. Преподаватели брали с их родителей расписку о том, что они не будут забирать детей до конца обучения.
Воспитанницам преподавали все дисциплины, важные для светской жизни и службы при дворе: иностранные языки, историю и географию, пение и игру на музыкальных инструментах, этикет.
#4
Особое внимание Екатерина II уделяла театру. Она считала, что этот вид искусства важен для развития нравственности и кругозора, и лично выбирала пьесы для смолянок. Театральные представления воспитанницы Смольного разыгрывали в присутствии знатных гостей.
#10
Любовь императрицы к театру отразилась и в портретах смолянок. Почти всех девушек художник изобразил в сценических костюмах. Абстрактные пейзажи, декоративные фоны и низкая линия горизонта дополняют ощущение, что героини стоят на театральной сцене.
#11
На портрете Екатерина Хрущова и Екатерина Хованская тоже разыгрывают роль из спектакля. Левицкий запечатлел их в сцене из комической оперы-пасторали Винченцо Чампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе».
Дмитрий Левицкий. Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской. Холст, масло. 1773. В процессе реставрации.
#6
Пастораль — от французского pastorale, «пастушеский» — это жанр в искусстве, изображающий мирную сельскую жизнь. На картине Левицкого десятилетняя Хрущова играет дерзкого пастушка Кола, а Хованская, которой одиннадцать лет, — робкую пастушку Нинетту. Несмотря на юный возраст, девочки уверенно и точно исполняют свои роли.
#9
Дмитрий Левицкий. Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской. Холст, масло. 1773. До реставрации.
Жанр полотна можно определить как «портрет в роли». Это не просто официальное парадное изображение, а портрет-картина, запечатлевший героинь в движении, внутри общего действия. Художник написал в таком духе всю серию «Смолянки». Благодаря живости цикл стал популярен и прославил своего создателя — Дмитрия Левицкого.
#8
Екатерина Хрущова была дочерью генерал-майора Николая Хрущова и Прасковьи Хрущовой, урождённой княжны Волконской. Смольный институт девушка окончила с отличием и шифром Екатерины II — знаком фрейлины двора.
Екатерина Хованская происходила из старинного княжеского рода. Её отцом был полковник князь Николай Хованский, а матерью — княгиня Мария Хованская, урождённая Щепотьева. Как и её подруга-тёзка, Хованская окончила Смольный с екатерининским шифром.
#12
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской
Время создания
1773 год
Размер
164x129 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
17
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться