Александр Невский родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году. Сначала он княжил в Новгороде, а затем в Киеве и во Владимире. Жизнь и правление Невского пришлись на XIII век — сложный исторический период. В это время на Руси проходили междоусобицы, а с Востока и Запада наступали враги.
Александр Невский стремился к объединению русских княжеств, избегая при этом прямого столкновения с Ордой, которая после Батыева нашествия лишь укрепляла свои позиции. Славу Невскому принесла защита новгородских и псковских земель от Швеции, Литвы и Ливонского ордена.
В коллекции Челябинского государственного музея изобразительного искусства хранится портрет Александра Невского, созданный приблизительно в 1725 году.
В России портрет как жанр изобразительного искусства происходит из церковной традиции иконописания. Одной из первых парсун стало полотно «Благоверный князь Александр Невский» конца XVII века кисти неизвестного художника. Сам термин «парсуна» — искаженное слово «персона» — обозначает промежуточный жанр между иконным образом и светским портретом. С латинского «парсуна» переводится как «особа».
На портрете Невского из челябинской коллекции можно увидеть, что художник ушел от плоскостного и условного языка икон в сторону точности и достоверности. Он тонко выписал лицо князя, передал фактуру бархата и золотного шитья в одежде. Князь Александр Невский изображен уже как человек, а не святой. Однако в этой картине присутствуют черты не только портрета, но и иконы. На полотне можно заметить подпись «Благоверный князь Александр Невский» — подобные надписи не оставляют на живописных полотнах. Также можно увидеть условно написанный меч, атрибут святого воина, небесного покровителя земли русской. Этот элемент говорит о сакральном характере образа.
Александр Невский был канонизирован в XVI веке. До решения Синода 1724 года он изображался в монашеской схиме, а не в великокняжеских одеждах, как на челябинской парсуне.
Полотно предположительно принадлежало семье Нарышкиных, откуда позже попало в Александро-Невскую лавру, где и хранилось долгое время. После революции парсуну отправили в Государственный Русский музей, который передал произведение только что открытому челябинскому музею в 1940 году.
Александр Невский стремился к объединению русских княжеств, избегая при этом прямого столкновения с Ордой, которая после Батыева нашествия лишь укрепляла свои позиции. Славу Невскому принесла защита новгородских и псковских земель от Швеции, Литвы и Ливонского ордена.
В коллекции Челябинского государственного музея изобразительного искусства хранится портрет Александра Невского, созданный приблизительно в 1725 году.
В России портрет как жанр изобразительного искусства происходит из церковной традиции иконописания. Одной из первых парсун стало полотно «Благоверный князь Александр Невский» конца XVII века кисти неизвестного художника. Сам термин «парсуна» — искаженное слово «персона» — обозначает промежуточный жанр между иконным образом и светским портретом. С латинского «парсуна» переводится как «особа».
На портрете Невского из челябинской коллекции можно увидеть, что художник ушел от плоскостного и условного языка икон в сторону точности и достоверности. Он тонко выписал лицо князя, передал фактуру бархата и золотного шитья в одежде. Князь Александр Невский изображен уже как человек, а не святой. Однако в этой картине присутствуют черты не только портрета, но и иконы. На полотне можно заметить подпись «Благоверный князь Александр Невский» — подобные надписи не оставляют на живописных полотнах. Также можно увидеть условно написанный меч, атрибут святого воина, небесного покровителя земли русской. Этот элемент говорит о сакральном характере образа.
Александр Невский был канонизирован в XVI веке. До решения Синода 1724 года он изображался в монашеской схиме, а не в великокняжеских одеждах, как на челябинской парсуне.
Полотно предположительно принадлежало семье Нарышкиных, откуда позже попало в Александро-Невскую лавру, где и хранилось долгое время. После революции парсуну отправили в Государственный Русский музей, который передал произведение только что открытому челябинскому музею в 1940 году.