В 1764 году по указу Екатерины II в Петербурге открыли Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение. Это был любимый проект императрицы, который отражал важные идеи европейского Просвещения. Царица надеялась, что образованные девушки помогут в будущем сформировать новое просвещенное общество, смягчить жестокие нравы и создать «новую породу людей».
1 / 3
Портрет Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой
Время создания
1772 год
Размер
161x103 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
29
Открыть в приложении#2
#3
В Смольном дворянских дочерей готовили к светской жизни и службе при дворе. Девочки поступали туда в шесть лет. Обучение длилось 12 лет — с родителей брали расписку о том, что они не будут забирать своих детей до конца этого срока. Смолянок учили иностранным языкам, этикету, пению и музицированию.
#4
Степан Галактионов (1779—1854). Смольный институт. Литография. 1823.
#5
В 1770-е годы художник Дмитрий Левицкий создал серию портретов смолянок по заказу императрицы. Художнику позировали лучшие ученицы Смольного института. Всех девушек он написал в полный рост и натуральную величину. Серию объединяет и то, что почти все смолянки одеты в театральные или аллегорические костюмы. Абстрактные пейзажи и фоны дополняют ощущение, что героини стоят на театральной сцене.
#6
«Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой» — первый в серии — Левицкий написал в 1772 году. В отличие от большинства героинь цикла, на девочках форменные платья Смольного института, а не театральные костюмы. Считается, что портрет был пробным, возможно, замысел художника еще не до конца сформировался.
Дмитрий Левицкий. Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой. 1772. Холст, масло. До реставрации.
#7
Справа стоит Феодосия Ржевская, дочь генерал-поручика Степана Ржевского. На ней синее платье — такие носили смолянки «второго возраста», то есть с девяти до двенадцати лет. Феодосья была одной из самых успешных учениц, она окончила институт с «шифром» Екатерины II — знаком отличия придворной фрейлины.
#8
Слева — Настасья Давыдова, грузинская княжна. Её отцом был генерал-майор Михаил Давыдов, губернатор Тамбова. На девочке коричневое платье, форма учениц «первого возраста» — с шести до девяти лет. Известно, что в 1780-х годах в тамбовском театре играла некая княжна Давыдова, вероятно, речь именно о ней.
#9
Дмитрий Левицкий. Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой. 1772. Холст, масло. В процессе реставрации.
Картины из цикла «Смолянки» — одни из самых талантливых работ Дмитрия Левицкого, которые прославили его как портретиста. Примечательно, что художник не приукрашивал внешность девочек, как это было свойственно живописи классицизма. Несмотря на декоративное оформление, это жизненные и реалистичные образы.
#10
Портреты смолянок находились в императорском дворце в Петергофе. В 1917 году цикл передали в Русский музей. Картины оказались в плохом состоянии: холсты были влажными, на оборотной стороне образовалась плесень.
Портрет Ржевской и Давыдовой особенно пострадал. Потрескался красочный слой, холст истончился. Из-за нескольких слоёв пожелтевшего лака платье на Феодосье казалось не голубым, а зелёным. В 2008–2012 годах, во время фундаментальной реставрации серии, портрет восстановили. Живописный слой укрепили и перенесли на новый холст.
#11
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой
Время создания
1772 год
Размер
161x103 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
29

Открыть в приложении
Поделиться