Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Русского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой

Время создания
1772 год
Размер
161x103 см
Техника
Холст, масло
30
Открыть в приложении
#2

В 1764 году по указу Екатерины II в Петербурге открыли Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение. Это был любимый проект императрицы, который отражал важные идеи европейского Просвещения. Царица надеялась, что образованные девушки помогут  в будущем сформировать новое просвещенное общество, смягчить жестокие нравы  и создать «новую породу людей».

#3

В Смольном дворянских дочерей готовили к светской жизни и службе при дворе. Девочки поступали туда в шесть лет. Обучение длилось 12 лет — с родителей брали расписку о том, что они не будут забирать своих детей до конца этого срока. Смолянок учили иностранным языкам, этикету, пению и музицированию. 

#4
Степан Галактионов (1779—1854). Смольный институт. Литография. 1823.
#5

В 1770-е годы художник Дмитрий Левицкий создал серию портретов смолянок по заказу императрицы. Художнику позировали лучшие ученицы Смольного института. Всех девушек он написал в полный рост и натуральную величину. Серию объединяет и то, что почти все смолянки одеты в театральные или аллегорические костюмы. Абстрактные пейзажи и фоны дополняют ощущение, что героини стоят на театральной сцене.

#6
«Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой» — первый в серии — Левицкий написал в 1772 году. В отличие от большинства героинь цикла, на девочках форменные платья Смольного института, а не театральные костюмы. Считается, что портрет был пробным, возможно, замысел художника еще не до конца сформировался.
Дмитрий Левицкий. Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой. 1772. Холст, масло. До реставрации.
#7

Справа стоит Феодосия Ржевская, дочь генерал-поручика Степана Ржевского. На ней синее платье — такие носили смолянки «второго возраста», то есть с девяти до двенадцати лет. Феодосья была одной из самых успешных учениц, она окончила институт с «шифром» Екатерины II — знаком отличия придворной фрейлины.

#8

Слева — Настасья Давыдова, грузинская княжна. Её отцом был генерал-майор Михаил Давыдов, губернатор Тамбова. На девочке коричневое платье, форма учениц «первого возраста» — с шести до девяти лет. Известно, что в 1780-х годах в тамбовском театре играла некая княжна Давыдова, вероятно, речь именно о ней.

#9
Дмитрий Левицкий. Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой. 1772. Холст, масло. В процессе реставрации.
Картины из цикла «Смолянки» — одни из самых талантливых работ Дмитрия Левицкого, которые прославили его как портретиста. Примечательно, что художник не приукрашивал внешность девочек, как это было свойственно живописи классицизма. Несмотря на декоративное оформление, это жизненные и реалистичные образы.
#10
Портреты смолянок находились в императорском дворце в Петергофе. В 1917 году цикл передали в Русский музей. Картины оказались в плохом состоянии: холсты были влажными, на оборотной стороне образовалась плесень.

Портрет Ржевской и Давыдовой особенно пострадал. Потрескался красочный слой, холст истончился. Из-за нескольких слоёв пожелтевшего лака платье на Феодосье казалось не голубым, а зелёным. В 2008–2012 годах, во время фундаментальной реставрации серии, портрет восстановили. Живописный слой укрепили и перенесли на новый холст.
#11
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой

Время создания
1772 год
Размер
161x103 см
Техника
Холст, масло
30
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Левицкий Д.Г. Коллекция работ

Портрет купца А.И. Борисова
Портрет купца А.И. Борисова
Музей изобразительных искусств Татарстана
Портрет А.П. Левшиной
Портрет А.П. Левшиной
Государственный Русский музей
Портрет барона А.Н. Строганова
Портрет барона А.Н. Строганова
Тамбовская областная картинная галерея
Екатерина II – законодательница
Екатерина II – законодательница
Государственный Русский музей
Портрет графа С.Р. Воронцова
Портрет графа С.Р. Воронцова
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Портрет Н.С. Борщевой
Портрет Н.С. Борщевой
Государственный Русский музей
Портрет великой княжны Александры Павловны
Портрет великой княжны Александры Павловны
Ярославский художественный музей
Портрет Павла I
Портрет Павла I
Музей имени М.А. Врубеля
Портрет Е.И. Молчановой
Портрет Е.И. Молчановой
Государственный Русский музей
Портрет Е.И. Нелидовой
Портрет Е.И. Нелидовой
Государственный Русский музей
Портрет Анны Степановны Протасовой
Портрет Анны Степановны Протасовой
Государственный Русский музей
Портрет Екатерины II
Портрет Екатерины II
Ульяновский областной художественный музей
Портрет Н.Я. Левицкой
Портрет Н.Я. Левицкой
Челябинский музей изобразительных искусств
Портрет М.Н. Кречетникова
Портрет М.Н. Кречетникова
Музейно-краеведческий центр Дом Г.С. Батенькова
Екатерина II — законодательница
Екатерина II — законодательница
Государственный Русский музей
Портрет Г.И. Алымовой
Портрет Г.И. Алымовой
Государственный Русский музей
Портрет барона А.Н. Строганова
Портрет барона А.Н. Строганова
Краснодарский музей имени Ф.А. Коваленко
Портрет Екатерины II-Законодательницы
Портрет Екатерины II-Законодательницы
Новосибирский художественный музей
Автопортрет Левицкого
Автопортрет Левицкого
Челябинский музей изобразительных искусств
Портрет Екатерины II
Портрет Екатерины II
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%