В семидесятые годы XVIII века художник Дмитрий Левицкий запечатлел лучших учениц Смольного института благородных девиц. Серию портретов заказала ему Екатерина II: институт был её любимым проектом, а ко многим воспитанницам она относилась с материнской нежностью.
Портрет Г.И. Алымовой
Время создания
1776 год
Размер
183x142,5 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
17
Открыть в приложении #2
#3
В 1776 году Левицкий завершил цикл триптихом, состоящим из портретов первых выпускниц Смольного — Екатерины Молчановой, Натальи Борщёвой и Глафиры Алымовой. Изображение Борщёвой автор замыслил поместить в центре, а двух других девушек он написал в симметричных позах, чтобы расположить их портреты по бокам триптиха.
#4
Триптих, состоящий из портретов первых выпускниц Смольного — Екатерины Молчановой, Натальи Борщёвой и Глафиры Алымовой.
#5
У Глафиры Алымовой было множество талантов, но её музыкальные способности были выдающимися. Поэтому Левицкий и изобразил её в роли Аллегории Музыки, тогда как Борщёву он представил Аллегорией Танца, а Молчанову — Науки.
#6
На портрете Алымова — первая русская арфистка — играет на позолоченной арфе. На девушке белое шёлковое платье. Белый был цветом старших смолянок «четвертого возраста», от 15 до 18 лет. Шёлковые наряды ученицам выдавали только в праздничные дни, по будням они носили простые шерстяные платья.
Платье Глафиры более чем нарядно. Оно выполнено в стиле «полонез», то есть верхняя юбка приподнята, подол нижней отделан оборками, а на лифе — пышные банты. Причёску украшают нити крупного жемчуга и цветы. Возможно, изысканный образ связан с тем, что уже тогда девушке покровительствовал Иван Бецкой, попечитель института.
#7
Благодаря весёлому характеру, уму и красоте Алымова была любимицей и однокурсниц, и императрицы, которая называла её «Алимушкой». А Бецкой, несмотря на большую разницу в возрасте, испытывал к ней самые нежные чувства и принимал активное участие в судьбе смолянки. После окончания Смольного он стал её опекуном и забрал в свой дом.
#8
Девушка выпустилась с золотой медалью первой величины и шифром Екатерины II — знаком отличия фрейлины. Дальнейшая её карьера сложилась удачно: при Павле I Алымова стала статс-дамой, это была высшая женская должность при дворе. Она получила престижный орден святой Екатерины Малого креста.
#9
Степан Галактионов (1779—1854). Смольный институт. Литография. 1823.
#10
Смольный институт существовал с 1764 по 1919 год. Первое в России женское учебное заведение стало отражением эпохи екатерининского Просвещения: государыня надеялась, что образованные девушки помогут в будущем сформировать новое просвещенное общество, смягчить жестокие нравы и создать «новую породу людей».
Учениц Смольного готовили к светской и придворной жизни: обучали разным наукам, иностранным языкам, этикету, танцам, пению и игре на музыкальных инструментах. Обучение шло двенадцать лет, с родителей девочек брали расписку о том, что они не будут забирать их до выпуска.
#11
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет Г.И. Алымовой
Время создания
1776 год
Размер
183x142,5 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
17
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться