Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Русского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет Е.И. Молчановой

Время создания
1776 год
Размер
181,5x142,5 см
Техника
Холст, масло
18
Открыть в приложении
#2

В 1764 году по указу Екатерины II в Петербурге открыли Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение. Воспитанницам преподавали дисциплины, важные для светской жизни и службы при дворе: иностранные языки, историю, географию, пение, игру на музыкальных инструментах, этикет. Обучение длилось двенадцать лет.

#4
Смольный был любимым проектом императрицы, воплощением идей европейского Просвещения. Государыня  надеялась, что образованные девушки помогут в будущем сформировать новое просвещенное общество, смягчить жестокие нравы и создать «новую породу людей».

В 1770-е годы художник Дмитрий Левицкий создал серию портретов смолянок по заказу Екатерины II. Левицкому позировали лучшие ученицы Смольного института. Всех девушек он написал в полный рост и натуральную величину.
#5

На последних трёх портретах цикла художник запечатлел старших воспитанниц. Изображения складываются в триптих: слева — Екатерина Молчанова, справа — в похожей и почти симметричной позе — Глафира Алымова, а в центре — Наталья Борщёва.

#7
Триптих, состоящий из портретов первых выпускниц Смольного — Екатерины Молчановой, Натальи Борщёвой и Глафиры Алымовой.
#6

Вероятно, первым из триптиха Левицкий написал портрет Молчановой. Девушка сидит в кресле, на ней белое бальное платье из шёлка. Белый был цветом смолянок «четвертого возраста», от 15 до 18 лет. Шёлковые наряды ученицам выдавали только в праздничные дни, по будням они носили простые шерстяные платья.

#9
В руках у Молчановой книга, а рядом на столике стоит необычный прибор — это антлия, вакуумный насос. Благодаря этим атрибутам образ девушки превращается в Аллегорию Науки, тогда как изображения Алымовой и Борщёвой символизируют Аллегории Музыки и Танца соответственно.

Екатерина Молчанова была дочерью московского коллежского советника Ивана Молчанова. Она окончила Смольный в тот же год, когда Левицкий написал её портрет. По окончании курса девушка получила большую золотую медаль и шифр Екатерины II — знак отличия фрейлины.
#8

Цикл «Смолянки» стал одной из самых удачных работ Дмитрия Левицкого и прославил его как портретиста. Примечательно, что художник не приукрашивал внешность своих героинь, как это делали многие живописцы эпохи классицизма. Несмотря на декоративное оформление, созданные им образы жизненны и реалистичны.

#10

До 1917 года портреты смолянок находились в императорском дворце в Петергофе. Картины сильно пострадали из-за морского климата, холст стал влажным и покрылся плесенью. Во время реставрации удалось очистить портрет Молчановой от загрязнений и старого лака. Открылась светлая и тонкая авторская живопись.

#11
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет Е.И. Молчановой

Время создания
1776 год
Размер
181,5x142,5 см
Техника
Холст, масло
18
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Левицкий Д.Г. Коллекция работ

Портрет Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой
Портрет Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой
Государственный Русский музей
Портрет А.П. Левшиной
Портрет А.П. Левшиной
Государственный Русский музей
Портрет купца А.И. Борисова
Портрет купца А.И. Борисова
Музей изобразительных искусств Татарстана
Портрет великой княжны Александры Павловны
Портрет великой княжны Александры Павловны
Ярославский художественный музей
Портрет Г.И. Алымовой
Портрет Г.И. Алымовой
Государственный Русский музей
Екатерина II – законодательница
Екатерина II – законодательница
Государственный Русский музей
Портрет барона А.Н. Строганова
Портрет барона А.Н. Строганова
Тамбовская областная картинная галерея
Портрет Павла I
Портрет Павла I
Музей имени М.А. Врубеля
Портрет графа С.Р. Воронцова
Портрет графа С.Р. Воронцова
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Портрет Анны Степановны Протасовой
Портрет Анны Степановны Протасовой
Государственный Русский музей
Автопортрет Левицкого
Автопортрет Левицкого
Челябинский музей изобразительных искусств
Екатерина II — законодательница
Екатерина II — законодательница
Государственный Русский музей
Портрет писателя А.В. Храповицкого
Портрет писателя А.В. Храповицкого
Государственный Русский музей
Портрет Н.Я. Левицкой
Портрет Н.Я. Левицкой
Челябинский музей изобразительных искусств
Портрет Екатерины II-Законодательницы
Портрет Екатерины II-Законодательницы
Новосибирский художественный музей
Портрет Н.С. Борщевой
Портрет Н.С. Борщевой
Государственный Русский музей
Портрет Е.И. Нелидовой
Портрет Е.И. Нелидовой
Государственный Русский музей
Портрет Екатерины II
Портрет Екатерины II
Ульяновский областной художественный музей
Портрет барона А.Н. Строганова
Портрет барона А.Н. Строганова
Краснодарский музей имени Ф.А. Коваленко
Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской
Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской
Государственный Русский музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%