Алексей Ткачёв и Сергей Ткачёв работали над картиной «За землю, за волю» с 1965 по 1969 годы. В ней они обратились к теме создания Красной армии во время Гражданской войны. Художники так рассказывали о сюжете полотна: «Горячее пламя костра в ночи освещает лица людей. За ними бесконечное пространство России. Бойцы, собравшиеся вокруг костра, клянутся в верности революции».
В центре полотна художники изобразили молодого красноармейца с красным бантом на груди. Его фигура ярко освещена костром. В отсветах пламени хорошо видно выражение лица юноши: он сжал губы и устремил взгляд в одну точку. По костяшкам его пальцев видно, с какой решительностью он стиснул винтовку. Рядом с центральным персонажем изображён солдат с Красным знаменем в руках. Свет от костра позволяет зрителю рассмотреть героя — мужчина спокоен и серьёзен, он полностью осознаёт важность происходящих событий. Остальные персонажи прописаны как будто вскользь, но при этом острота характеристик не снижается.
В этой картине братьям Ткачёвым удалось показать масштабное историческое явление, не прибегая к многолюдным сценам. На полотне изображены лишь пять человек, но они представляют собой собирательный образ Красной армии в целом — в героях ощущается сила духа и романтичное отношение к революции. Такому восприятию помогает композиция картины: фигуры показаны крупным планом и занимают почти всю плоскость холста.
Чтобы достоверно передать отсветы пламени, художники писали этюды у настоящего костра. В те годы у братьев Ткачёвых была мастерская в деревне Новое Котчище — помещение для неё сделали из сарая, примыкающего к дому. Художники дожидались сумерек и разжигали костёр во дворе рядом с мастерской. У огня братья ставили натуру и писали с неё этюды. Так было создано множество эскизов с изображением освещенных костром лиц, рук, красного кумача, деталей одежды, солдатских башмаков. В результате художникам удалось c удивительной реалистичностью передать игру света и тени в сумерках на открытом воздухе.
Важную роль в картине играет колорит: художники подчеркнули романтичность сюжета контрастом фиолетово-синих сумерек и алого знамени.
В центре полотна художники изобразили молодого красноармейца с красным бантом на груди. Его фигура ярко освещена костром. В отсветах пламени хорошо видно выражение лица юноши: он сжал губы и устремил взгляд в одну точку. По костяшкам его пальцев видно, с какой решительностью он стиснул винтовку. Рядом с центральным персонажем изображён солдат с Красным знаменем в руках. Свет от костра позволяет зрителю рассмотреть героя — мужчина спокоен и серьёзен, он полностью осознаёт важность происходящих событий. Остальные персонажи прописаны как будто вскользь, но при этом острота характеристик не снижается.
В этой картине братьям Ткачёвым удалось показать масштабное историческое явление, не прибегая к многолюдным сценам. На полотне изображены лишь пять человек, но они представляют собой собирательный образ Красной армии в целом — в героях ощущается сила духа и романтичное отношение к революции. Такому восприятию помогает композиция картины: фигуры показаны крупным планом и занимают почти всю плоскость холста.
Чтобы достоверно передать отсветы пламени, художники писали этюды у настоящего костра. В те годы у братьев Ткачёвых была мастерская в деревне Новое Котчище — помещение для неё сделали из сарая, примыкающего к дому. Художники дожидались сумерек и разжигали костёр во дворе рядом с мастерской. У огня братья ставили натуру и писали с неё этюды. Так было создано множество эскизов с изображением освещенных костром лиц, рук, красного кумача, деталей одежды, солдатских башмаков. В результате художникам удалось c удивительной реалистичностью передать игру света и тени в сумерках на открытом воздухе.
Важную роль в картине играет колорит: художники подчеркнули романтичность сюжета контрастом фиолетово-синих сумерек и алого знамени.