Алексей и Сергей Ткачёвы написали картину «Благословение. Последний» в 1976 году. Они изобразили сцену прощания матери с сыном, уходящим на войну. Женщина благословляет солдата, осеняя его крестом. Молодой человек уже переоделся в военную форму и крепко сжимает ремень, на котором закреплен пистолет-пулемет Шпагина — сокращенно ППШ. Это оружие широко использовалось в Великой Отечественной войне.
Массовая мобилизация стала трагическим моментом для миллионов семей. Женщины провожали на фронт своих сыновей и мужей; дети прощались с отцами и братьями. Многие из них так больше никогда и не увиделись. Этот страшный опыт не миновал и семью художников. Как вспоминали братья Ткачёвы, воевать с гитлеровцами пошли трое из их семьи: Серафим — старший брат, Василий — младший из братьев, и сам художник Сергей Ткачёв.
Серафим Ткачёв не вернулся домой. Так сложилась, что он попал на фронт из лагеря, в котором оказался перед началом Великой Отечественной войны по доносу. Он воевал в штрафном батальоне в кавалерии, затем получил ранение, после госпиталя вернулся в строй и погиб при освобождении Белоруссии в 1944 году. Младший, Василий Ткачёв, с 1944 года служил механиком на аэродроме, где получил контузию.
Сергей Ткачёв отправился воевать добровольцем. Летом 1942 года он закончил пехотное училище и затем попал в 21-ю гвардейскую дивизию. После ранения в плечо он долго восстанавливался, затем вернулся на фронт и прослужил в армии вплоть до демобилизации в середине ноября 1945 года. Во время службы он не бросал любимое дело — художник рисовал портреты фронтовых друзей на листках бумаги. Солдаты складывали их треугольниками и отправляли родным по почте. Однажды товарищи принесли ему трофейные немецкие краски. Ими он написал знаменитый этюд «Фронтовой сапожник» 1944 года.
В картине «Благословение. Последний» отразилась та боль, о которой братья Ткачёвы знали не понаслышке. В этой работе они объединили две важнейшие темы своего творчества — тему Великой Отечественной войны и тему нелегкой доли женщин-матерей, сердца которых всегда переполнены любовью к своим детям и тревогой за них.
Массовая мобилизация стала трагическим моментом для миллионов семей. Женщины провожали на фронт своих сыновей и мужей; дети прощались с отцами и братьями. Многие из них так больше никогда и не увиделись. Этот страшный опыт не миновал и семью художников. Как вспоминали братья Ткачёвы, воевать с гитлеровцами пошли трое из их семьи: Серафим — старший брат, Василий — младший из братьев, и сам художник Сергей Ткачёв.
Серафим Ткачёв не вернулся домой. Так сложилась, что он попал на фронт из лагеря, в котором оказался перед началом Великой Отечественной войны по доносу. Он воевал в штрафном батальоне в кавалерии, затем получил ранение, после госпиталя вернулся в строй и погиб при освобождении Белоруссии в 1944 году. Младший, Василий Ткачёв, с 1944 года служил механиком на аэродроме, где получил контузию.
Сергей Ткачёв отправился воевать добровольцем. Летом 1942 года он закончил пехотное училище и затем попал в 21-ю гвардейскую дивизию. После ранения в плечо он долго восстанавливался, затем вернулся на фронт и прослужил в армии вплоть до демобилизации в середине ноября 1945 года. Во время службы он не бросал любимое дело — художник рисовал портреты фронтовых друзей на листках бумаги. Солдаты складывали их треугольниками и отправляли родным по почте. Однажды товарищи принесли ему трофейные немецкие краски. Ими он написал знаменитый этюд «Фронтовой сапожник» 1944 года.
В картине «Благословение. Последний» отразилась та боль, о которой братья Ткачёвы знали не понаслышке. В этой работе они объединили две важнейшие темы своего творчества — тему Великой Отечественной войны и тему нелегкой доли женщин-матерей, сердца которых всегда переполнены любовью к своим детям и тревогой за них.