Рассказав художникам эту историю, женщина попросила их создать полотно об изнурительном труде всех тех, кто остался в тылу.
Братья уже подготовили этюды и начали писать работу на холсте, когда неожиданно получили ещё и письмо от бывшего военного разведчика Константина Назарова. Он писал, что уже несколько лет бережёт снимок, вырезанный из газеты. На фотографии были засняты женщины, тянущие плуг по колхозному полю. Разведчик признался, что этот снимок потряс его до глубины души: «да так, что я стал сам изображать этот чудовищный, нечеловеческий, каторжный труд». Мужчина набросал карандашный эскиз, но решил, что ему не хватит мастерства написать большое полотно самому. Поэтому он обратился к художникам с просьбой воплотить эту идею в жизнь. Так, картина оказалась своеобразным социальным заказом.
В 1990 году готовое полотно показали на выставке в Брянске. Клавдия Полякова побывала на встрече с художниками. Пожилая женщина сидела на почётном месте на фоне картины. Позже авторы признались, что это был один из трогательных моментов в их жизни — образ, созданный ими, находился рядом со своим прототипом.
Алексей и Сергей Ткачёвы также рассказывали, что для мужского персонажа с инвалидностью им позировал реальный житель села Овстуг — Николай Иванчиков. После завершения работы мужчина даже подарил братьям на память свою деревянную ногу, которую сам смастерил.
Картина «Русское поле. Лихолетье» вошла в цикл произведений «Родная земля». За этот цикл братья Ткачёвы получили Премию Союзного государства в области литературы и искусства в 2009–2010 годы.