Алексей и Сергей Ткачёвы написали «Автопортрет» в 1960 году. Они изобразили себя в мастерской на «Академической даче». Справа запечатлен старший из братьев — Сергей Ткачёв. Он задумчиво смотрит вдаль, подперев подбородок. Слева сидит Алексей Ткачёв. Он глубоко погрузился в мысли и положил голову на скрещенные руки. За спинами братьев угадываются очертания рам и картин. Вероятно, художники задумались о своем дальнейшем творческом пути.
К 1960-му году братья начали писать полотна в тандеме. Этот творческий метод крайне редко встречается в истории искусств. Исследователи отмечали, что совместные работы художников особенно интересны еще и потому, что у каждого из них за годы учебы сложилась своя манера письма. Сергей Ткачёв — мастер композиции, он предпочитает прорабатывать развернутый сюжет и любит сдержанный колорит. Алексей Ткачёв более поэтичен, при этом он виртуозно работает с цветом, создает богатые колористические соотношения.
На стадии подготовки к картине каждый из братьев, как правило, работает самостоятельно. Они отдельно думают над темой полотна, делают наброски, экспериментируют с цветом. Затем мастера просматривают все эскизы и вместе выбирают наиболее удачный вариант. Набросок переносят в общих чертах на холст. Дальше отдельные части уточняют по многочисленным этюдам с натуры.
К натуре художники подходят очень строго. Искусствовед Владимир Лапшин писал, что для картины «Между боями» художники «долго подбирали одежду, обувь, по выкройке, взятой в Музее Революции, сшили буденовку, там же отыскали для молодого бойца книжку с красным переплетом…» — и это была только малая часть работы. К персонажу учительницы они создали несколько десятков этюдов. Такую обстоятельность братья проявляют в работе над всеми крупными полотнами. К примеру, создавая картину «За землю, за волю», они вечерами разжигали костер возле мастерской и писали этюды при всполохах огня.
В год написания автопортрета Алексей и Сергей Ткачёвы показали на первой республиканской выставке шесть совместных полотен. Среди них были работы «Между боями» и «Детвора». Картины оценили по достоинству. Их приобрели в собрания Государственной Третьяковской галереи и Русского музея. В 1963 году братьям Ткачёвым присвоили звания заслуженных художников РСФСР.
На стадии подготовки к картине каждый из братьев, как правило, работает самостоятельно. Они отдельно думают над темой полотна, делают наброски, экспериментируют с цветом. Затем мастера просматривают все эскизы и вместе выбирают наиболее удачный вариант. Набросок переносят в общих чертах на холст. Дальше отдельные части уточняют по многочисленным этюдам с натуры.
К натуре художники подходят очень строго. Искусствовед Владимир Лапшин писал, что для картины «Между боями» художники «долго подбирали одежду, обувь, по выкройке, взятой в Музее Революции, сшили буденовку, там же отыскали для молодого бойца книжку с красным переплетом…» — и это была только малая часть работы. К персонажу учительницы они создали несколько десятков этюдов. Такую обстоятельность братья проявляют в работе над всеми крупными полотнами. К примеру, создавая картину «За землю, за волю», они вечерами разжигали костер возле мастерской и писали этюды при всполохах огня.
В год написания автопортрета Алексей и Сергей Ткачёвы показали на первой республиканской выставке шесть совместных полотен. Среди них были работы «Между боями» и «Детвора». Картины оценили по достоинству. Их приобрели в собрания Государственной Третьяковской галереи и Русского музея. В 1963 году братьям Ткачёвым присвоили звания заслуженных художников РСФСР.