Алексей и Сергей Ткачёвы написали картину «Судьба ветерана» в середине 1990-х годов. Это полотно задумано как рассказ о неравнодушии к чужому горю. Трагический сюжет авторы взяли из жизни. Однажды они шли мимо одной из московских подворотен и заметили пожилую женщину. Она стояла с плакатом на груди, на котором было написано: «Люди, помогите похоронить мужа, ветерана войны». В ее руках был парадный костюм с боевыми орденами и медалями. Рядом стояла чашка, куда прохожие бросали деньги. Художники обратили внимание, что крупных купюр там не было — в основном лежали мелкие монеты. Они поняли, что подаяния оставляли такие же небогатые люди, как эта женщина.
Художники решили написать картину на этот сюжет. Они не хотели вызвать в зрителях жалость или просто показать случайный эпизод из жизни. Через историю конкретной женщины и её мужа, ветерана войны, художники стремились раскрыть трагедию целого поколения. Эта картина напоминает о том, что люди, которые спасали Отечество от завоевания фашистами, оказались забыты в мирное время.
Художники исполнили картину с такой жизненной правдивостью, что она нередко вызывает у зрителей сильнейшие эмоции. Служащие музея нередко замечали, что люди старшего поколения плачут рядом с полотном. Художники вспоминали, что на выставке, посвященной 50-летию Победы, у картины постоянно лежал букетик свежих цветов. Они говорили: «Мы люди совсем не сентиментальные. Но это зрительское внимание хорошо ложилось на душу — значит, потрудились не зря».
Искусствовед Анна Дьяконицына отмечала, что всё творчество братьев Ткачевых — от ранних живописных опытов до произведений последнего времени — отличает особая отзывчивость и внимание к судьбам людей. «Неслучаен их интерес к большой картине, в которой не только обобщается колоссальный этюдный материал, но и отражаются гражданская и этическая позиция, размышления авторов о прошлом и будущем страны. Это внимание к содержательной стороне искусства в стремлении „соединить красоту и правду“ было и остается одной из ярких особенностей национальной культуры».
Художники решили написать картину на этот сюжет. Они не хотели вызвать в зрителях жалость или просто показать случайный эпизод из жизни. Через историю конкретной женщины и её мужа, ветерана войны, художники стремились раскрыть трагедию целого поколения. Эта картина напоминает о том, что люди, которые спасали Отечество от завоевания фашистами, оказались забыты в мирное время.
Художники исполнили картину с такой жизненной правдивостью, что она нередко вызывает у зрителей сильнейшие эмоции. Служащие музея нередко замечали, что люди старшего поколения плачут рядом с полотном. Художники вспоминали, что на выставке, посвященной 50-летию Победы, у картины постоянно лежал букетик свежих цветов. Они говорили: «Мы люди совсем не сентиментальные. Но это зрительское внимание хорошо ложилось на душу — значит, потрудились не зря».
Искусствовед Анна Дьяконицына отмечала, что всё творчество братьев Ткачевых — от ранних живописных опытов до произведений последнего времени — отличает особая отзывчивость и внимание к судьбам людей. «Неслучаен их интерес к большой картине, в которой не только обобщается колоссальный этюдный материал, но и отражаются гражданская и этическая позиция, размышления авторов о прошлом и будущем страны. Это внимание к содержательной стороне искусства в стремлении „соединить красоту и правду“ было и остается одной из ярких особенностей национальной культуры».