Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Избранное из коллекции Серпуховского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Витязь на распутье

Время создания
1878
Размер
79,7x146,7 см
Техника
холст, масло
39
Открыть в приложении
#4
В середине 1870-х годов русский художник-передвижник и архитектор Виктор Васнецов перешел в своем творчестве от традиционных для русской живописи того времени бытовых сцен к историко-фольклорной тематике.

Он начал работать над данной картиной с небольшого карандашного эскиза. Ее основной сюжет возник благодаря русской былине «Илья Муромец и разбойники». Живописец был «убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

В окончательном виде мастер исполнил произведение к VI Передвижной выставке 1878 года. Оно стало первой большой работой Васнецова на былинную тему и положило начало целому циклу полотен.

Известно до десяти авторских вариаций этой композиции, среди них особенно знаменита картина 1882 года, которую автор написал для коллекции крупного промышленника и предпринимателя, известного мецената тех времен Саввы Мамонтова. Ее можно увидеть в Государственном Русском музее.

Представленная версия написана в 1878 году. Если на холсте с VI Передвижной выставки фигура всадника была направлена лицом к зрителю, то в данном варианте витязь развернут уже в профиль, а на картине из Русского музея он и вовсе обращен к зрителю спиной.

По замыслу художника, созерцатель должен был постепенно погружаться в повествование. Отвернув в поздней версии своего богатыря, он перенес фокус с самого героя на пейзаж перед его глазами и надпись на камне.

Распутья и выбора одной из трех дорог в большинстве повторений его картины нет, живописец убрал их для большего эмоционального эффекта. Показана драматичная ситуация пограничья. Богатырь оказался на краю чуждого, гибельного дикого поля и должен этот рубеж преодолеть.

В раннем варианте работы надпись на камне повторяла былинный текст целиком, но позднее художник оставил лишь грозную концовку: «Как прямо ехати — живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

По мнению искусствоведов, тему напряженного судьбоносного выбора пути усиливает «гамлетовский» диалог: профиль Витязя устремлен прямо на человеческий череп, лежащий рядом с межевым камнем. Приглушенные краски сумерек наращивают настроение тревоги, однако фигура белого коня читается на этом фоне как предвестие грядущей победы героя полотна.
#5
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Витязь на распутье

Время создания
1878
Размер
79,7x146,7 см
Техника
холст, масло
39
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Васнецов В.М. Коллекция работ

Гусляры
Гусляры
Российская государственная библиотека
Песнь о вещем Олеге
Песнь о вещем Олеге
Калужский музей изобразительных искусств
Три царевны подземного царства
Три царевны подземного царства
Культура.РФ
Снятие с креста
Снятие с креста
Музей имени М.А. Врубеля
Сказка
Сказка
Государственный художественный музей Югры
В раздумье
В раздумье
Новосибирский художественный музей
Нищие певцы
Нищие певцы
Вятский художественный музей
Обед в честь священного венчания на царство
Обед в честь священного венчания на царство
Государственный Русский музей
Боярышня
Боярышня
Вятский художественный музей
Микула Селянинович
Микула Селянинович
Государственный художественный музей Югры
Портрет Селенкиной Марии Егоровны
Портрет Селенкиной Марии Егоровны
Музейно-выставочный центр «Диорама»
Святитель Алексий, Митрополит Московский
Святитель Алексий, Митрополит Московский
Государственный музей истории религии
Портрет борца. Этюд
Портрет борца. Этюд
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
После побоища Игоря Святославовича с половцами
После побоища Игоря Святославовича с половцами
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Гамаюн
Гамаюн
Дагестанский музей изобразительных искусств
Эскиз Креста-памятника
Эскиз Креста-памятника
Свердловский областной краеведческий музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%