Виктор Васнецов — сын сельского священника, родился в Вятке и рос в российской глубинке среди крестьянских детей. Первые уроки живописи он получил от своего отца.
В 1870-е годы во время учебы и после окончания Петербургской Академии художеств Виктор Михайлович Васнецов начал свой творческий путь, отдавая предпочтение жанровым, то есть бытовым сценам. Он создал ряд произведений, среди которых особенно выделялись работы «С квартиры на квартиру», «Чаепитие в трактире», «Преферанс» — благодаря им Васнецов заслужил признание как мастер бытовой картины.
Но уже во время увлечения жанровой живописью художник работал над книжными иллюстрациями, в которых обращался к образам русского народного фольклора. Окончательно же обратиться к новой теме ему помог переезд в 1878 году в Москву, в город, который сохранил русский дух, русскую старину. В Москве Васнецов стал активным членом Абрамцевского кружка, в который входили художники старого и нового поколения. Центром этого художественного объединения был московский дом мецената Саввы Ивановича Мамонтова и его подмосковное имение Абрамцево. Члены кружка стремились к возрождению древнерусских традиций в различных видах искусства. Эта атмосфера способствовала тому, что фольклорная тема стала ведущей в творчестве Васнецова. Виктор Михайлович положил начало новому направлению в искусстве — воспеванию старины, неорусскому стилю.
Представленная в экспозиции картина Васнецова «Боярышня» относится к абрамцевскому периоду жизни мастера и написана до отъезда художника в Киев, куда его пригласили для участия в росписи Владимирского собора, предположительно в 1884 году. Произведение носит переходный характер между старым и новым стилями. С одной стороны, автор уделил достаточно внимания передаче материальности, осязаемости в изображении молодой девушки с мягким овалом лица, большими темными глазами под соболиными бровями, яркими пухлыми губами. С другой стороны, есть в полотне новые черты — условность и декоративность фона, орнаментальность в изображении головного убора, золотого шитья платья, набивной ткани покрывала, на котором сидит девушка. Боярышня на картине напоминает царевну из русской сказки. Художник стремился создать романтический образ, представляющий национальный идеал женской красоты с ее невыразимой тайной, идеал высокой нравственности.
Картина Васнецова «Боярышня» в числе 12 произведений была подарена Маргаритой Кирилловной Морозовой, вдовой московского коллекционера Ивана Абрамовича Морозова, Вятскому художественно-историческому музею в связи с его открытием в 1910 году.
В 1870-е годы во время учебы и после окончания Петербургской Академии художеств Виктор Михайлович Васнецов начал свой творческий путь, отдавая предпочтение жанровым, то есть бытовым сценам. Он создал ряд произведений, среди которых особенно выделялись работы «С квартиры на квартиру», «Чаепитие в трактире», «Преферанс» — благодаря им Васнецов заслужил признание как мастер бытовой картины.
Но уже во время увлечения жанровой живописью художник работал над книжными иллюстрациями, в которых обращался к образам русского народного фольклора. Окончательно же обратиться к новой теме ему помог переезд в 1878 году в Москву, в город, который сохранил русский дух, русскую старину. В Москве Васнецов стал активным членом Абрамцевского кружка, в который входили художники старого и нового поколения. Центром этого художественного объединения был московский дом мецената Саввы Ивановича Мамонтова и его подмосковное имение Абрамцево. Члены кружка стремились к возрождению древнерусских традиций в различных видах искусства. Эта атмосфера способствовала тому, что фольклорная тема стала ведущей в творчестве Васнецова. Виктор Михайлович положил начало новому направлению в искусстве — воспеванию старины, неорусскому стилю.
Представленная в экспозиции картина Васнецова «Боярышня» относится к абрамцевскому периоду жизни мастера и написана до отъезда художника в Киев, куда его пригласили для участия в росписи Владимирского собора, предположительно в 1884 году. Произведение носит переходный характер между старым и новым стилями. С одной стороны, автор уделил достаточно внимания передаче материальности, осязаемости в изображении молодой девушки с мягким овалом лица, большими темными глазами под соболиными бровями, яркими пухлыми губами. С другой стороны, есть в полотне новые черты — условность и декоративность фона, орнаментальность в изображении головного убора, золотого шитья платья, набивной ткани покрывала, на котором сидит девушка. Боярышня на картине напоминает царевну из русской сказки. Художник стремился создать романтический образ, представляющий национальный идеал женской красоты с ее невыразимой тайной, идеал высокой нравственности.
Картина Васнецова «Боярышня» в числе 12 произведений была подарена Маргаритой Кирилловной Морозовой, вдовой московского коллекционера Ивана Абрамовича Морозова, Вятскому художественно-историческому музею в связи с его открытием в 1910 году.