Сюжетом для одной из своих самых знаменитых картин Виктор Васнецов выбрал эпизод из древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Оно повествует о неудачном походе удельного князя Игоря Северского на половцев. Васнецов очень хорошо знал этот старинный текст:
1 / 2
После побоища Игоря Святославовича с половцами
Время создания
Последняя четверть XIX века
Размер
195x298,5 см
Техника
Холст, масло
18
Открыть в приложении#1
Васнецов В.М.
После побоища Игоря Святославовича с половцами
#15
«Иногда, не переставая двигаться, дядя декламирует что-либо из „Слова о полку Игореве“. Он очень любил это замечательное поэтическое сказание и знал его наизусть»,
по словам племянника Виктора Васнецова — Всеволода,
#2
Васнецов начал работать над картиной в конце 1870-х годов, после переезда в Москву. Он провел много дней в Оружейной палате Московского Кремля, где изучал старинные экспонаты и делал зарисовки. И в 1880 году на выставке Товарищества передвижников представил не историческую батальную картину, а фольклорно-поэтическую, лишенную излишне кровавых и натуралистических подробностей. Исследователи считают, что именно «После побоища…» Васнецова заложило в русской живописи самобытное фольклорно-историческое направление.
#16
На масштабном полотне до самого горизонта тянется пустая выгоревшая равнина, на которой лежат павшие воины — половцы и русичи. Тела половецких бойцов Васнецов написал скрюченными в неестественных позах, с упирающимися в землю лицами. Из-за этого, по воинским поверьям, их души никогда не смогут покинуть тела и найти свой путь на небеса. Русские же воины, напротив, лежат лицом вверх, спокойно и ровно, словно по-прежнему прикрывая родную землю от врага. Это означает, что даже проиграв битву, они сохранили честь и достоинство.
#12
В центре композиции среди мужчин лежит и совсем еще юный отрок-княжич. Он выглядит так безмятежно, будто уснул на ратном поле, однако ему уже не суждено проснуться.
Фрагмент полотна Васнецова В.М. «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
#14
Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике хранится ранний вариант «После побоища…». Он отличается от законченного полотна Васнецова, и по нему можно судить о том, как менялись идеи художника в процессе работы над картиной и что он считал в ней важным.
#17
Например, Васнецов изменил «кровавый» оттенок неба на более спокойный и светлый. Также на первоначальном варианте на поле почти нет цветов — а на завершенном полотне их, напротив, очень много, и именно они придают безмятежность ужасной сцене. В целом Васнецов «облегчил» картину, добавил в нее больше светлых оттенков и в целом сделал финальный вариант «После побоища…» более лирическим.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
После побоища Игоря Святославовича с половцами
Время создания
Последняя четверть XIX века
Размер
195x298,5 см
Техника
Холст, масло
18
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться