#1
Васнецов В.М.
Гамаюн
#3
#2
Большую часть жизни Виктор Васнецов (1848–1926) писал картины по мотивам русских сказок и старинных преданий. Художник полагал, что в сказках, былинах и песнях, на которых воспитывались поколения детей, заключен «целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Он увлекся древнерусской литературой, будучи студентом семинарии. В сказочный русский терем художник превратил собственный дом-мастерскую, построенный по его эскизам, а также — главный фасад Третьяковской галереи в Москве.
#4
Дом-музей Виктора Васнецова. Источник: museum.ru
В юности Васнецов иллюстрировал сказки и научные труды известного в свое время педагога Николая Столпянского, посвященные проблеме народного образования. Также художника увлекали русские пословицы и поговорки, которым он посвятил альбом рисунков, вышедший в свет в 1867 году.
#5
Былины, сказки, легенды
#6
Первым и самым масштабным полотном, открывшим так называемый былинный цикл в творчестве Васнецова, стали «Богатыри». Художник работал над этой картиной более 25 лет: первые эскизы к ней он создал в парижской мастерской Василия Поленова в 1870-е, а окончательный вариант представил в 1898 году. Он утверждал, что «всегда только Русью и жил».
#7
«Во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена в Петербурге, меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы»,
— писал художник.
#8
Васнецов В. «Богатыри». 1891–1898 годы. Источник: Государственная Третьяковская галерея
#9
Картина «Гамаюн», представленная в экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств, тоже была закончена в 1898. Гамаюн в народных легендах — вещая птица, глашатай богов. Ее изображают как полуптицу-получеловека с женским лицом и грудью. Однако трактовки образа разнятся: иногда это райская птица, несущая счастье и блаженство, иногда — предвестница беды. Васнецов остановился на втором варианте — об этом говорит апокалиптическая атмосфера, которой пронизана работа: крылья у Гамаюн черного цвета, лицо исполнено тревоги. Считалось, что вещая птица прилетает к людям на рассвете вместе с бурными ветрами и ураганом. Художник изобразил ее сидящей на сказочном растении.
#10
Картина получилась не совсем «васнецовской» — историки искусства указывают на связь этого образа с эстетикой символизма, более тревожной и усложненной. Васнецов же обычно изображал сказочных и мифологических существ в реалистических тонах.
#11
Васнецов В. «Иван-Царевич на Сером Волке». 1889 год. Источник: Государственная Третьяковская галерея
С точки зрения стиля его хрестоматийные работы («Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке», «Аленушка») напоминали скорее книжные иллюстрации. «Гамаюн» — произведение более визионерское. Как отмечал художественный критик Владимир Стасов, полотно «поражает и увлекает фантазию вдаль».
Эта картина значительно повлияла на восприятие образа птицы Гамаюн в русской культуре Серебряного века.
Эта картина значительно повлияла на восприятие образа птицы Гамаюн в русской культуре Серебряного века.
#12
Васнецовской Гамаюну посвятил стихотворение поэт Александр Блок: «На гладях бесконечных вод, / Закатом в пурпур облеченных, / Она вещает и поет, / Не в силах крыл поднять смятенных… / Вещает иго злых татар, / Вещает казней ряд кровавых, / И трус, и голод, и пожар, / Злодеев силу, гибель правых… / Предвечным ужасом объят, / Прекрасный лик горит любовью, / Но вещей правдою звучат / Уста, запекшиеся кровью!..».
#13
ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Гамаюн
Время создания
1898 год
Размер
214x135 см
Техника
холст, масло
13
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться