Шрифт
Цвет
Графика
Васнецов В.М.
Персона

Васнецов Виктор Михайлович

Годы жизни: 1848—1926
#2
Одной из главных тем в живописи Виктора Васнецова были русские сказки и былины. Он создавал полотна по мотивам сказок об Иване-царевиче и Сером волке, Кощее Бессмертном, спящей царевне. Кроме того, Васнецов занимался и архитектурными проектами: по его эскизам созданы несколько зданий в усадьбе Абрамцево, собственный дом художника и фасад главного корпуса Третьяковской галереи.
#3

Семинарист из Вятки

#4
Виктор Васнецов родился в 1848 году в небольшом селе Лопьял Вятской губернии. Его отец и дед были священниками. Родители всячески развивали детей с раннего возраста: учили их рисованию, вместе с ними читали научные журналы. В 10 лет Васнецов поступил в духовное училище, где обучался богословию и естественным наукам. Затем его приняли в семинарию в Вятке. Там будущий художник изучал древнерусскую литературу: жития святых, летописи и притчи. В то же время он заинтересовался иконописью и историей Руси В свободное время Васнецов писал пейзажи и портреты горожан, создавал эскизы, помогал художникам расписывать местный собор.

В 1867 году Васнецов проиллюстрировал книгу о пословицах, позже эти работы вышли отдельным альбомом под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова».

Во время учебы в семинарии художник создал свое первое живописное полотно — «Жница». На нем автор изобразил среди поля девушку-крестьянку в белой рубахе, сарафане и красном платке. Такой наряд художник выбрал не случайно: на уборку урожая было принято надевать новую или праздничную одежду.

Тяга к искусству помешала Васнецову продолжить семейную традицию и стать священником. Он оставил семинарию и уехал в Петербург, где поступил сначала на курсы живописи к портретисту Ивану Крамскому, а затем — в Академию художеств. Параллельно с занятиями Васнецов рисовал иллюстрации для журналов и книг.

В Академии Виктор Васнецов получил несколько серебряных медалей за учебные работы. Он писал библейские сюжеты и бытовые сцены. К жанровым работам того времени относятся произведения «С квартиры на квартиру», «Преферанс», «Книжная лавка».
#5

Исторические и сказочные сюжеты

#6
Окончив Академию художеств, Васнецов уехал в Европу. Там он продолжал много писать, показывал картины на выставках и в салонах, изучал современное искусство. В Париже живописец начал работу над полотном «Богатыри» по мотивам русских былин.

Спустя год Васнецов вернулся в Россию и поселился в Москве. Вскоре после возвращения он написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Вдохновил его эпизод из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Во время работы над холстом художник бывал в Оружейной палате Кремля, зарисовывал старинные предметы, чтобы затем достоверно их передать на полотне. Готовую картину приобрел для своего собрания Павел Третьяков.

В конце 1870-х Васнецов познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым и вошел в Абрамцевский кружок — объединение художников, музыкантов и других людей искусства, которое образовалось в усадьбе Мамонтова в селе Абрамцево. Виктор Васнецов часто и подолгу гостил в этом имении, писал местные пейзажи и портреты Мамонтовых. В абрамцевской мастерской он создал картину «Аленушка», в которой отразил сказочные представления об одинокой и кроткой девушке-сиротке — печальной и всеми покинутой.

В 1882 году художник представил публике картину «Витязь на распутье». Он изобразил героя верхом на белом коне, перед путевым камнем с надписями. Фольклорный образ дополнили детали: череп с костями, вороны, древние валуны вокруг.
#7

Храмовые росписи, архитектурные проекты и «Богатыри»

#8
Кроме живописи Васнецов занимался и архитектурой. Он создал эскизы для нескольких построек в имении Мамонтовых и для абрамцевской церкви, разработал проект собственного дома-мастерской и придумал оформление фасада для здания Третьяковской галереи.

В 1885 году Васнецову предложили расписать недавно построенный Владимирский собор в Киеве. Этой работе художник посвятил около 11 лет, он одновременно изучал христианское искусство Италии и фрески киевского храма Святой Софии, создал более 400 набросков. Позже Васнецов не раз брался за подобные заказы, расписывал соборы в Петербурге, Варшаве и других городах.

Одно из самых известных своих полотен — «Богатыри» — Виктор Васнецов писал больше 20 лет За это время он создал множество этюдов, подготовительных рисунков и эскизов, искал натурщиков для персонажей, срисовывал черты каждого из них с нескольких разных людей. Сам Васнецов описывал эту картину так:
#9
Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?
#10
Публика впервые увидела полотно в 1898 году, а вскоре его купил Павел Третьяков для своего собрания русской живописи.

В 1910–20-х годах Виктор Васнецов работал над серией картин под названием «Поэма семи сказок»: в нее вошли сказочные сюжеты «Спящая царевна», «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка» и другие. Но завершить этот цикл художник не успел: 23 июля 1926 года он умер в своей мастерской. Похоронили Виктора Васнецова на Введенском кладбище в Москве.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%