Одной из главных тем в живописи Виктора Васнецова были русские сказки и былины. Он создавал полотна по мотивам сказок об Иване-царевиче и Сером волке, Кощее Бессмертном, спящей царевне. Кроме того, Васнецов занимался и архитектурными проектами: по его эскизам созданы несколько зданий в усадьбе Абрамцево, собственный дом художника и фасад главного корпуса Третьяковской галереи.
Персона
Васнецов Виктор Михайлович
Годы жизни: 1848—1926
#2
#3
Семинарист из Вятки
#4
Виктор Васнецов родился в 1848 году в небольшом селе Лопьял Вятской губернии. Его отец и дед были священниками. Родители всячески развивали детей с раннего возраста: учили их рисованию, вместе с ними читали научные журналы. В 10 лет Васнецов поступил в духовное училище, где обучался богословию и естественным наукам. Затем его приняли в семинарию в Вятке. Там будущий художник изучал древнерусскую литературу: жития святых, летописи и притчи. В то же время он заинтересовался иконописью и историей Руси В свободное время Васнецов писал пейзажи и портреты горожан, создавал эскизы, помогал художникам расписывать местный собор.
В 1867 году Васнецов проиллюстрировал книгу о пословицах, позже эти работы вышли отдельным альбомом под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова».
Во время учебы в семинарии художник создал свое первое живописное полотно — «Жница». На нем автор изобразил среди поля девушку-крестьянку в белой рубахе, сарафане и красном платке. Такой наряд художник выбрал не случайно: на уборку урожая было принято надевать новую или праздничную одежду.
Тяга к искусству помешала Васнецову продолжить семейную традицию и стать священником. Он оставил семинарию и уехал в Петербург, где поступил сначала на курсы живописи к портретисту Ивану Крамскому, а затем — в Академию художеств. Параллельно с занятиями Васнецов рисовал иллюстрации для журналов и книг.
В Академии Виктор Васнецов получил несколько серебряных медалей за учебные работы. Он писал библейские сюжеты и бытовые сцены. К жанровым работам того времени относятся произведения «С квартиры на квартиру», «Преферанс», «Книжная лавка».
В 1867 году Васнецов проиллюстрировал книгу о пословицах, позже эти работы вышли отдельным альбомом под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова».
Во время учебы в семинарии художник создал свое первое живописное полотно — «Жница». На нем автор изобразил среди поля девушку-крестьянку в белой рубахе, сарафане и красном платке. Такой наряд художник выбрал не случайно: на уборку урожая было принято надевать новую или праздничную одежду.
Тяга к искусству помешала Васнецову продолжить семейную традицию и стать священником. Он оставил семинарию и уехал в Петербург, где поступил сначала на курсы живописи к портретисту Ивану Крамскому, а затем — в Академию художеств. Параллельно с занятиями Васнецов рисовал иллюстрации для журналов и книг.
В Академии Виктор Васнецов получил несколько серебряных медалей за учебные работы. Он писал библейские сюжеты и бытовые сцены. К жанровым работам того времени относятся произведения «С квартиры на квартиру», «Преферанс», «Книжная лавка».
#5
Исторические и сказочные сюжеты
#6
Окончив Академию художеств, Васнецов уехал в Европу. Там он продолжал много писать, показывал картины на выставках и в салонах, изучал современное искусство. В Париже живописец начал работу над полотном «Богатыри» по мотивам русских былин.
Спустя год Васнецов вернулся в Россию и поселился в Москве. Вскоре после возвращения он написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Вдохновил его эпизод из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Во время работы над холстом художник бывал в Оружейной палате Кремля, зарисовывал старинные предметы, чтобы затем достоверно их передать на полотне. Готовую картину приобрел для своего собрания Павел Третьяков.
В конце 1870-х Васнецов познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым и вошел в Абрамцевский кружок — объединение художников, музыкантов и других людей искусства, которое образовалось в усадьбе Мамонтова в селе Абрамцево. Виктор Васнецов часто и подолгу гостил в этом имении, писал местные пейзажи и портреты Мамонтовых. В абрамцевской мастерской он создал картину «Аленушка», в которой отразил сказочные представления об одинокой и кроткой девушке-сиротке — печальной и всеми покинутой.
В 1882 году художник представил публике картину «Витязь на распутье». Он изобразил героя верхом на белом коне, перед путевым камнем с надписями. Фольклорный образ дополнили детали: череп с костями, вороны, древние валуны вокруг.
Спустя год Васнецов вернулся в Россию и поселился в Москве. Вскоре после возвращения он написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Вдохновил его эпизод из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Во время работы над холстом художник бывал в Оружейной палате Кремля, зарисовывал старинные предметы, чтобы затем достоверно их передать на полотне. Готовую картину приобрел для своего собрания Павел Третьяков.
В конце 1870-х Васнецов познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым и вошел в Абрамцевский кружок — объединение художников, музыкантов и других людей искусства, которое образовалось в усадьбе Мамонтова в селе Абрамцево. Виктор Васнецов часто и подолгу гостил в этом имении, писал местные пейзажи и портреты Мамонтовых. В абрамцевской мастерской он создал картину «Аленушка», в которой отразил сказочные представления об одинокой и кроткой девушке-сиротке — печальной и всеми покинутой.
В 1882 году художник представил публике картину «Витязь на распутье». Он изобразил героя верхом на белом коне, перед путевым камнем с надписями. Фольклорный образ дополнили детали: череп с костями, вороны, древние валуны вокруг.
#7
Храмовые росписи, архитектурные проекты и «Богатыри»
#8
Кроме живописи Васнецов занимался и архитектурой. Он создал эскизы для нескольких построек в имении Мамонтовых и для абрамцевской церкви, разработал проект собственного дома-мастерской и придумал оформление фасада для здания Третьяковской галереи.
В 1885 году Васнецову предложили расписать недавно построенный Владимирский собор в Киеве. Этой работе художник посвятил около 11 лет, он одновременно изучал христианское искусство Италии и фрески киевского храма Святой Софии, создал более 400 набросков. Позже Васнецов не раз брался за подобные заказы, расписывал соборы в Петербурге, Варшаве и других городах.
Одно из самых известных своих полотен — «Богатыри» — Виктор Васнецов писал больше 20 лет За это время он создал множество этюдов, подготовительных рисунков и эскизов, искал натурщиков для персонажей, срисовывал черты каждого из них с нескольких разных людей. Сам Васнецов описывал эту картину так:
В 1885 году Васнецову предложили расписать недавно построенный Владимирский собор в Киеве. Этой работе художник посвятил около 11 лет, он одновременно изучал христианское искусство Италии и фрески киевского храма Святой Софии, создал более 400 набросков. Позже Васнецов не раз брался за подобные заказы, расписывал соборы в Петербурге, Варшаве и других городах.
Одно из самых известных своих полотен — «Богатыри» — Виктор Васнецов писал больше 20 лет За это время он создал множество этюдов, подготовительных рисунков и эскизов, искал натурщиков для персонажей, срисовывал черты каждого из них с нескольких разных людей. Сам Васнецов описывал эту картину так:
#9
Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?
#10
Публика впервые увидела полотно в 1898 году, а вскоре его купил Павел Третьяков для своего собрания русской живописи.
В 1910–20-х годах Виктор Васнецов работал над серией картин под названием «Поэма семи сказок»: в нее вошли сказочные сюжеты «Спящая царевна», «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка» и другие. Но завершить этот цикл художник не успел: 23 июля 1926 года он умер в своей мастерской. Похоронили Виктора Васнецова на Введенском кладбище в Москве.
В 1910–20-х годах Виктор Васнецов работал над серией картин под названием «Поэма семи сказок»: в нее вошли сказочные сюжеты «Спящая царевна», «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка» и другие. Но завершить этот цикл художник не успел: 23 июля 1926 года он умер в своей мастерской. Похоронили Виктора Васнецова на Введенском кладбище в Москве.
#1
читать дальшескрыть