Картина исполнена во время первого путешествия на Таити под впечатлением от знакомства с древними маорийскими мифами. Одним из них была история о любви бога Оро и земной девушки Вайраумати.
Воссоздавая атмосферу мифа на картине, Гоген связывает воедино реальность и легенду. История Оро и Вайраумати воспроизведена на полотне дважды — в фигурах современных влюбленных островитян и в древнем каменном изваянии в глубине. Возможно, Гоген отождествлял Вайраумати со своей таитянской возлюбленной Техурой, а в собственных отношениях с ней видел отражение мифа об Оро.
В композиции отразилась и любовь художника к включению символики древних культур в свои работы, в данном случае — Древнего Египта: Вайраумати сидит в позе, характерной для искусства эпохи фараонов. Фотографии древнеегипетских памятников художник взял с собой на Таити.
«Вайраумати» — одна из первых покупок Сергея Щукина; уже в 1905 году репродукция с картины была опубликована в московском журнале «Искусство».