Творческая деятельность Александра Герасимова в 1930-е годы была очень активной и плодотворной. Он пишет тематические картины, портреты. Главным направлением его работы как живописца в эти годы, по его собственному мнению, был портрет. Портрет С.А. Зотова был написан в 1936 году как этюд к полотну «Первая Конная армия». Такие этюды являлись, по существу, законченными портретами легендарных конников Буденного. Написанные живо и непосредственно, с огромным уважением к изображенным, они и сейчас сохраняют значение художественного и ценнейшего исторического документа.
Степан Андреевич Зотов — советский военачальник, командир корпуса. Родился в станице Голубинской Донской области в семье донского казака. Окончил Военную академию РККА и курсы подготовки единоначальников при Военно-политической академии. В армии с 1904 года, участник Первой мировой войны. В 1918 году создал партизанский отряд, с которым действовал на Дону. В 1918 году влился в отряд С.М. Будённого. С 1918 по 1920 год — начальник полевого штаба 1-й Конной армии. С 1934-го — помощник и заместитель инспектора кавалерии РККА.
Многие известные работы Александра Герасимова построены на соединении двух жанров — портрета и тематической картины. Это большие многофигурные композиции, групповые портреты, точнее, изображения разного рода официальных событий: съездов, конференций, массовых праздников. Изображение массы людей использовано не для обозначения места и обстоятельств действия — в этих картинах сам народ является главным действующим лицом. Наиболее ярко эта тенденция прослеживается на истории создания такого полотна, как «Первая Конная армия».
Степан Андреевич Зотов — советский военачальник, командир корпуса. Родился в станице Голубинской Донской области в семье донского казака. Окончил Военную академию РККА и курсы подготовки единоначальников при Военно-политической академии. В армии с 1904 года, участник Первой мировой войны. В 1918 году создал партизанский отряд, с которым действовал на Дону. В 1918 году влился в отряд С.М. Будённого. С 1918 по 1920 год — начальник полевого штаба 1-й Конной армии. С 1934-го — помощник и заместитель инспектора кавалерии РККА.
Многие известные работы Александра Герасимова построены на соединении двух жанров — портрета и тематической картины. Это большие многофигурные композиции, групповые портреты, точнее, изображения разного рода официальных событий: съездов, конференций, массовых праздников. Изображение массы людей использовано не для обозначения места и обстоятельств действия — в этих картинах сам народ является главным действующим лицом. Наиболее ярко эта тенденция прослеживается на истории создания такого полотна, как «Первая Конная армия».
В своих воспоминаниях Герасимов отмечает, что здесь ему пришлось столкнуться с новой для него проблемой. Обычно при работе над портретом он почти никогда не делал предварительных этюдов, решая композицию и колорит прямо на холсте. Здесь же он был связан необходимостью показать большое количество (более 40) действующих лиц. Многие из командиров находились по местам службы вне Москвы, приходилось писать, учитывая время их пребывания. Поэтому в связи с работой над «Конной армией» сохранилось необычно большое для Герасимова количество подготовительных материалов.
Картина имела большой успех в нашей стране и за рубежом. В 1937 году она была удостоена высшей награды — Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
Картина имела большой успех в нашей стране и за рубежом. В 1937 году она была удостоена высшей награды — Гран-при на Всемирной выставке в Париже.