Картина А.М. Герасимова «Крайняя изба» интересна в первую очередь тем, что автор выражает художественными средствами два мотива. Гроза как символ, как сюжетообразующий элемент появляется во многих классических художественных произведениях. А.М. Герасимов интерпретирует грозу как природное явление особым образом: 1914 год — начало Первой мировой войны (гроза в обществе); гроза в природе представлена на самом полотне, она является мощным символом, который отражает идею связи художественного и природного. Художник очень органично связал эти два мотива, что позволило ему показать свое отношение к российской действительности начала ХХ века.
На полотне автор изображает типичную картину русской деревни: ветхая деревянная изба, рядом старая мельница и небольшой колодец. Художник уделил внимание деталям и тщательно прописал печные трубы, обветшалую крышу. Они передают определенную атмосферу — атмосферу нищей деревенской жизни. Композицию картины «Крайняя изба» автор выстроил так, что взгляд зрителей движется от избы к серым грозовым облакам и эта панорама подчеркивает настроение герасимовского пейзажа. На полотне преобладают серые, сумрачные тона с нечастыми вкраплениями зеленого и коричневых оттенков, что передает атмосферу пасмурного дня. Холодное серое небо. Надвигающаяся буря. Серые растрепанные облака, стремительно передвигающиеся по небу. На ветру развеваются ветки ивы (ветлы). Разгулявшейся стихии противостоит только мельница и одинокая изба. На фоне холодного дождя, прописанного на заднем плане, унылой и сиротливой кажется фигура крестьянина, идущего к лошади.
Александр Михайлович Герасимов умело использует пространство холста: хаотично разбросанные, широкими мазками написанные трава и тропинки, песчаные проплешины. Этим создается впечатление, что все разметал, раскидал налетевший ветер. Художнику удается написать русское ненастье с печальной силой. Изображение в картине приобретает панорамный характер, оно вытянуто в длину, и сгибающееся дерево как бы направляет наш взгляд не в глубину, а вдоль изображения. Картина привлекает внимание зрителя необычностью своего сюжета и экспрессией трактовки.
На полотне автор изображает типичную картину русской деревни: ветхая деревянная изба, рядом старая мельница и небольшой колодец. Художник уделил внимание деталям и тщательно прописал печные трубы, обветшалую крышу. Они передают определенную атмосферу — атмосферу нищей деревенской жизни. Композицию картины «Крайняя изба» автор выстроил так, что взгляд зрителей движется от избы к серым грозовым облакам и эта панорама подчеркивает настроение герасимовского пейзажа. На полотне преобладают серые, сумрачные тона с нечастыми вкраплениями зеленого и коричневых оттенков, что передает атмосферу пасмурного дня. Холодное серое небо. Надвигающаяся буря. Серые растрепанные облака, стремительно передвигающиеся по небу. На ветру развеваются ветки ивы (ветлы). Разгулявшейся стихии противостоит только мельница и одинокая изба. На фоне холодного дождя, прописанного на заднем плане, унылой и сиротливой кажется фигура крестьянина, идущего к лошади.
Александр Михайлович Герасимов умело использует пространство холста: хаотично разбросанные, широкими мазками написанные трава и тропинки, песчаные проплешины. Этим создается впечатление, что все разметал, раскидал налетевший ветер. Художнику удается написать русское ненастье с печальной силой. Изображение в картине приобретает панорамный характер, оно вытянуто в длину, и сгибающееся дерево как бы направляет наш взгляд не в глубину, а вдоль изображения. Картина привлекает внимание зрителя необычностью своего сюжета и экспрессией трактовки.