Настольная скульптура изображала скомороха — участника театрализованных и музыкальных представлений. Скоморохов приглашали на праздники, чтобы развлекать гостей — они устраивали игры и конкурсы, пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах, ставили сценки и рассказывали шутки.
Фигура скомороха была важной в древнерусском обществе — они могли позволить себе то, что было нельзя другим. Например, критиковать власть и чиновников, делать фамильярные замечания. Когда Тамара Гаврилова создавала образ скомороха, она исследовала русский фольклор и жизнь древнего Новгорода.
Для статуэтки художница выбрала необычную позу персонажа — он наполовину лежит и наполовину сидит, опираясь руками на узорчатый постамент. На его скрещенных ногах сидит петух — этих животных дрессировали, чтобы они участвовали в скоморошьих представлениях. Помимо петухов, использовали гусей, коз, лис и даже молодых медведей. Традиционный костюм выступающего состоял из яркой рубашки с орнаментом, брюк и головного убора, который напоминал колпак с кисточкой на конце.
Точно неизвестно, когда на Руси появилось скоморошество. Исследователи находили изображения танцующих скоморохов в самых разных местах. Например, одни из самых древних рисунков обнаружили на фресках в храме Святой Софии в Киеве, их датировали XI веком. Также, существует предположение, что герой новгородской былины Садко тоже мог быть скоморохом — он ходил с гулями по пирам и развлекал гостей.
Главными противниками скоморохов были представители церкви. Переодевания, маски и шутки они считали греховным занятием, связанным с языческими обрядами. Их представления называли «бесовскими» и «сатанинскими». Несмотря на это, на протяжении многих веков бояре и князья приглашали скоморохов на праздники, и даже самые строгие церковные запреты не смогли искоренить это явление.
Скоморошество сыграло большую роль в становлении русского театра — в шуточных играх и постановках были драматические конфликты, любовные сюжеты, импровизация и диалоги, которые раскрывали персонажей.
Фигура скомороха была важной в древнерусском обществе — они могли позволить себе то, что было нельзя другим. Например, критиковать власть и чиновников, делать фамильярные замечания. Когда Тамара Гаврилова создавала образ скомороха, она исследовала русский фольклор и жизнь древнего Новгорода.
Для статуэтки художница выбрала необычную позу персонажа — он наполовину лежит и наполовину сидит, опираясь руками на узорчатый постамент. На его скрещенных ногах сидит петух — этих животных дрессировали, чтобы они участвовали в скоморошьих представлениях. Помимо петухов, использовали гусей, коз, лис и даже молодых медведей. Традиционный костюм выступающего состоял из яркой рубашки с орнаментом, брюк и головного убора, который напоминал колпак с кисточкой на конце.
Точно неизвестно, когда на Руси появилось скоморошество. Исследователи находили изображения танцующих скоморохов в самых разных местах. Например, одни из самых древних рисунков обнаружили на фресках в храме Святой Софии в Киеве, их датировали XI веком. Также, существует предположение, что герой новгородской былины Садко тоже мог быть скоморохом — он ходил с гулями по пирам и развлекал гостей.
Главными противниками скоморохов были представители церкви. Переодевания, маски и шутки они считали греховным занятием, связанным с языческими обрядами. Их представления называли «бесовскими» и «сатанинскими». Несмотря на это, на протяжении многих веков бояре и князья приглашали скоморохов на праздники, и даже самые строгие церковные запреты не смогли искоренить это явление.
Скоморошество сыграло большую роль в становлении русского театра — в шуточных играх и постановках были драматические конфликты, любовные сюжеты, импровизация и диалоги, которые раскрывали персонажей.