Константин Юон — художник-реалист, певец родной природы и старинных русских городов. Для его творчества характерны четкие по композиции и плотные по цвету сельские и архитектурные пейзажи, дающие устойчивый образ обжитой земли, знаменитой либо совсем обыденной. Такова одна из самых знаменитых его картин — «Купола и ласточки» из собрания Третьяковской галереи, написанная в 1921 году. В это же время Юон создает ряд пронзительных символических картин, пытаясь в художественной форме осмыслить происходящие в нашей стране революционные и военные события.
В Новосибирском художественном музее хранится одно из таких произведений — «Симфония действия». Это глубоко символическое произведение, которое вобрало в себя тревожные предчувствия художника, вызванные трагическими событиями начала XX века. В этой картине мастер своеобразно воплощает тему революции, которая в его интерпретации напоминает сцену Страшного суда и приобретает глобальный космический масштаб. Он изображает, как на разверзнутой земле гибнут люди и разрушаются города, а на фоне пылающего неба проступают смутные очертания грядущего.
В «Симфонии действия» человечество оказывается в эпицентре движения космических сил. Люди бессильны перед лицом стихии, разрушающей все на своем пути. Они предстают как маленькие жалкие существа, которым уготована гибель.
Отношения художника с реальностью в этом произведении строятся совершенно иначе, чем в его реалистических и импрессионистических полотнах. Перед нами воображаемая космическая реальность, появление которой в творчестве Юона объясняется во многом историческими и культурными обстоятельствами. Мастер не избежал влияния символистов-литераторов и художников объединения «Голубая роза», для которых космическая тема была одной из ключевых.
Художник Александра Бенуа замечал, что появление в творчестве Юона космических образов и мотивов также было вызвано популярными на тот момент научными открытиями. В это же время калужский ученый Циолковский грезил о строительстве межпланетных кораблей. Также на образный строй «символических» полотен Юона с их явной театральной патетикой и «театральными ракурсами», повлияла его работа над театральными постановками, а театр, как известно, — это место, где царит условность, фантазия и воображение.
В Новосибирском художественном музее хранится одно из таких произведений — «Симфония действия». Это глубоко символическое произведение, которое вобрало в себя тревожные предчувствия художника, вызванные трагическими событиями начала XX века. В этой картине мастер своеобразно воплощает тему революции, которая в его интерпретации напоминает сцену Страшного суда и приобретает глобальный космический масштаб. Он изображает, как на разверзнутой земле гибнут люди и разрушаются города, а на фоне пылающего неба проступают смутные очертания грядущего.
В «Симфонии действия» человечество оказывается в эпицентре движения космических сил. Люди бессильны перед лицом стихии, разрушающей все на своем пути. Они предстают как маленькие жалкие существа, которым уготована гибель.
Отношения художника с реальностью в этом произведении строятся совершенно иначе, чем в его реалистических и импрессионистических полотнах. Перед нами воображаемая космическая реальность, появление которой в творчестве Юона объясняется во многом историческими и культурными обстоятельствами. Мастер не избежал влияния символистов-литераторов и художников объединения «Голубая роза», для которых космическая тема была одной из ключевых.
Художник Александра Бенуа замечал, что появление в творчестве Юона космических образов и мотивов также было вызвано популярными на тот момент научными открытиями. В это же время калужский ученый Циолковский грезил о строительстве межпланетных кораблей. Также на образный строй «символических» полотен Юона с их явной театральной патетикой и «театральными ракурсами», повлияла его работа над театральными постановками, а театр, как известно, — это место, где царит условность, фантазия и воображение.