Имя Константина Юона ассоциируется, прежде всего, с пейзажами: лиричная русская природа, русские исторические города и люди, оживляющие яркие импрессионистические виды.
На Тушинском аэродроме
Время создания
1936–1938
Размер
144x226 см
Техника
холст, масло
Выставка
9
Открыть в приложении#2
#3
Большая картина «На Тушинском аэродроме» — свидетельство осмысления художником-пейзажистом новой советской эпохи. В Рязанском областном художественном музее хранится вариант этого сюжета — картина меньшего размера (71×107) 1936 г., названная «Праздник авиации в Тушине». По всей вероятности, она являлась подготовительной работой к большему полотну, а в названии — секрет привлекательности для Юона изображенного события. Солнечная радостность, приподнятость общего настроения близки ему и как театральному художнику (около 50 лет были отданы сценографической работе — от оформления оперных постановок Русских сезонов С.П. Дягилева в Париже до работы главным художником Малого театра) и как ученику Серова, успешно выставлявшемуся и до революции и при советской власти.
#20
Новые исторические темы Юон решает через пейзаж, вводя в любимый вид под открытым небом людей и действие. Вот и в этом полотне событие разворачивается на фоне завораживающего пейзажа с огромным пространством неба в высоких легких облачках, простирающимся до самых еле видных окраин города бесконечным полем и рекой Химкой, от которой этот пейзаж рассматривается.
#5
К.Ф. Юон. Фрагмент картины «На Тушинском аэродроме»
Событие это — показательное бомбометание. На поле сооружены макеты каких-то строений, но на картине они уже скрыты мощными взрывами — бомбы попали в цель.
Самолеты кружат над полем группками, заходя на бомбометание, а, сбросив бомбы, пролетают над головами зрителей.
#25
Чтобы усилить панорамность вида, художник очень крупно дает один из самолетов и даже «срезает» его краем полотна, заставляя нас присоединиться к изображенным участникам праздника, запрокинувшим головы.
#23
К.Ф. Юон. Фрагмент картины «На Тушинском аэродроме»
#8
Мандат делегата IV Ивановской областной конференции, Осоавиахима Румянцева Владимира Николаевича. 1938 г. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Романтика неба привлекла в существующие с 1935 г. первичные организации созданного в 1927 г. ОСОАВИАХИМа (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству) тысячи молодых людей, которые посещали занятия по стрельбе, противохимической обороне, учились летать и прыгать с парашютом.
#10
Нарядная толпа зрителей самолетного представления в Тушине на значительную часть могла состоять и из таких молодых людей, пришедших полюбоваться бипланами (самолетами с «двухэтажными» крыльями), которые совершали международные перелеты, доставляли мирные грузы в разные точки большой страны и «служили» в армии.
#11
Конверт и марки из серии «Авиапочта» 1977–1978 гг. с изображениями легендарных советских бипланов. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#12
К.Ф. Юон. Фрагмент картины «На Тушинском аэродроме»
Художник изобразил среди зрителей и детей, и молодежь, и служащих, которых можно легко узнать по солидным пыльникам и шляпам, и простых рабочих и работниц.
#27
Конечно, здесь и военные, и милиция, и скорая медицинская помощь, и даже духовой оркестр.
#13
К.Ф. Юон. Фрагмент картины «На Тушинском аэродроме»
Музыка, особенно духовая, завершала митинги и торжественные заседания, входила как необходимый элемент в выступления агитбригад. Концерт-митинг — одна из самых популярных форм общественной жизни того времени, и такое важное воздушное мероприятие никак не могло обойтись без популярных маршей и мелодий любимых советских песен в исполнении духового оркестра.
#14
На этот воздушный парад с показательным бомбометанием приехали организованно на «полуторках» работники целых смен или цехов.
#22
К. Юон запечатлел на своем полотне ещё одного механического «героя времени» — знаменитую «полуторку» ГАЗ-АА, грузовой автомобиль Горьковского автозавода, грузоподъёмностью полторы тонны (1500 кг). На картине их целых пять, а шестая — скорая помощь на базе этой же модели.
«ГАЗ-АА» 1932. Марка 1974 г. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#28
Но здесь изображен и ГАЗ-М1 — автомобиль воистину легендарный. М1 расшифровывается «Молотовский первый» — в честь главы правительства СССР (председателя Совнаркома) — Вячеслава Михайловича Молотова.
#18
К.Ф. Юон. Фрагмент картины «На Тушинском аэродроме»
Производившийся также на Горьковском автозаводе, исключительно для удовлетворения казенных потребностей чиновников и «силовиков», он, тем не менее, сумел завоевать народную любовь и даже получил ласковое прозвище — «Эмка», «Эмочка». Рядом, как положено, милиционер в белой летней форме.
#19
Это полотно — одно из тех явлений в живописи, о которых писал критик в статье, посвященной выставке «15 лет РККА (Рабочей и Крестьянской Красной Армии)»: «Мы видим, как перестраиваются крупнейшие старые художники — Юон, Грабарь, Кончаловский, Богаевский, Касаткин, Кустодиев, Лансере, Крымов и другие, как они, продолжая мастерски разрабатывать старую тематику, уже начинают подходить к новой. Мы видим трудности этого перехода. Выставка показывает, что старые мастера уже по-настоящему осознают новые творческие задачи и уже находят пути для их разрешения».
#26
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
читать дальшескрыть
На Тушинском аэродроме
Время создания
1936–1938
Размер
144x226 см
Техника
холст, масло
Выставка
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться