С появлением Сильвестра Щедрина русская пейзажная живопись не только встала вровень с современной ей западноевропейской, но даже обогнала ее в утверждении нового типа свободного реалистического изображения природы с натуры. В России Щедрин стал новатором в овладении пленэрной живописью, первым из своих соотечественников вышел на открытый воздух, стремясь к непосредственному видению и эмоциональной передаче красоты, гармонии и разнообразия окружающего мира.
С детства он жил в «окружении муз» — его отец, адъюнкт-ректор императорской Академии художеств Феодосий Щедрин, был известным скульптором, дядя Семён Щедрин — её профессором и руководителем пейзажного класса. Окончание академии с золотой медалью дало молодому художнику право на заграничное пенсионерство.
Он едет на «родину искусств» — в Италию, ставшую на тот момент синонимом обетованной земли в русской культуре. В Россию рано умерший художник уже не вернется, навсегда оставшись в истории искусств, по словам одного из критиков, «русским истолкователем всемирно прославленных красот Италии». Своей кистью он воспел залитые солнцем безмятежные бухты и гавани, укрытые горами от расстилающегося за ними безбрежного мира, изолированные от любых бурь и гроз; превратил повседневную жизнь населявших их рыбаков, торговцев, моряков в поэтически возвышенный гимн человеческому бытию.
Таков и представленный в экспозиции «Итальянский пейзаж», свидетельствующий о стремлении художника к тщательному изучению натуры, выражению своего личного отношения к ней. В этой работе Щедрин блестяще сумел оживить игрой света деревянный настил пристани и стены архитектурных сооружений на берегу, передать легкое скольжение по воде парусных лодок, органично ввести в пейзаж жанровые мотивы, разбросав тут и там многочисленные стаффажные фигурки людей, которые дописывал уже в мастерской. Художник не только мастерски передал особую прозрачность воздушной атмосферы, при которой все предметы выступают рельефнее и четче, но и решительно отказался от глухих и темных «музейных» тонов, демонстрируя светлую и чистую гамму, повышенное звучание цвета.