Картина «Новый Рим. Замок Святого Ангела» написана Сильвестром Феодосиевичем Щедриным в Италии в 1825 году. Она входит в одноименную серию, созданную художником в 1821–1825 годах. Этот вид в исполнении художника получил огромную популярность и принес молодому автору европейскую славу. Щедрин неоднократно получал заказы на картины с изображением именно этого пейзажа.
Избегая собственного копирования, он превратил эти повторения в бесконечное изучение натуры, всякий раз экспериментируя с освещением и состоянием природы. Известно, что вид на набережную Тибра находился недалеко от дома, где жил художник. Отсюда открывался прекрасный вид на старую часть города. С предельной точностью в пейзаже переданы известные римские постройки — замок Святого Ангела, собор Святого Петра и Ватиканский дворец. При этом художник не акцентирует на них дополнительное внимание, а лишь изображает как часть увиденной им панорамы. Вдоль левого берега Тибра выстроены дома городской бедноты — Рим «новый». На первом плане рыбаки расположились у воды за своим обычным занятием.
Благодаря работе над этой серией Щедрин открыл для себя многогранность пленэрной живописи — живописи на открытом воздухе. Уже в этом пейзаже заметно посветлела и обновилась палитра художника: на смену сумрачным коричневым тонам его первых работ пришли светлые и холодные. Город на картине наполнен светом и воздухом. Городская панорама на заднем плане изображена в пастельных тонах. Зрителю открываются светлые фасады зданий, охристые черепичные крыши, облака зеленых крон, бескрайний голубой небосвод. Щедрин не только видел всю красоту Рима, но и прекрасно воспроизводил ее в своих полотнах.
В этом произведении Щедрину, как представителю классической академии, пришлось пересмотреть четко клишированную схему видового пейзажа и элементы выдуманного ландшафта. В «Новом Риме» он сумел продемонстрировать зрителю вид современного города, наполненного жизнью. В Вечном городе Щедрина гармонично соединились великое прошлое и настоящее, повседневное течение жизни.
Избегая собственного копирования, он превратил эти повторения в бесконечное изучение натуры, всякий раз экспериментируя с освещением и состоянием природы. Известно, что вид на набережную Тибра находился недалеко от дома, где жил художник. Отсюда открывался прекрасный вид на старую часть города. С предельной точностью в пейзаже переданы известные римские постройки — замок Святого Ангела, собор Святого Петра и Ватиканский дворец. При этом художник не акцентирует на них дополнительное внимание, а лишь изображает как часть увиденной им панорамы. Вдоль левого берега Тибра выстроены дома городской бедноты — Рим «новый». На первом плане рыбаки расположились у воды за своим обычным занятием.
Благодаря работе над этой серией Щедрин открыл для себя многогранность пленэрной живописи — живописи на открытом воздухе. Уже в этом пейзаже заметно посветлела и обновилась палитра художника: на смену сумрачным коричневым тонам его первых работ пришли светлые и холодные. Город на картине наполнен светом и воздухом. Городская панорама на заднем плане изображена в пастельных тонах. Зрителю открываются светлые фасады зданий, охристые черепичные крыши, облака зеленых крон, бескрайний голубой небосвод. Щедрин не только видел всю красоту Рима, но и прекрасно воспроизводил ее в своих полотнах.
В этом произведении Щедрину, как представителю классической академии, пришлось пересмотреть четко клишированную схему видового пейзажа и элементы выдуманного ландшафта. В «Новом Риме» он сумел продемонстрировать зрителю вид современного города, наполненного жизнью. В Вечном городе Щедрина гармонично соединились великое прошлое и настоящее, повседневное течение жизни.