Валентин Александрович Серов — выдающийся русский живописец, академик Императорской академии художеств, непревзойденный мастер портретного жанра. Его работы отличаются глубокой жизненной правдой и тонким проникновением в психологию изображенного человека. Сложно назвать другого мастера своей эпохи, чье наследие и творческие достижения имели бы столь большое влияние на дальнейшее развитие русского искусства.
Одним из лучших живописных произведений в собрании Екатеринбургского музея является портрет Петра Петровича Кончаловского, написанный в 1891 году. В этот период Кончаловский готовил издание полного собрания сочинений М. Ю. Лермонтова, для иллюстрирования которого пригласил многих известнейших художников, в том числе В. А. Серова и М. А. Врубеля. По воспоминаниям, каждый из них исполнил тогда по портрету П. П. Кончаловского маслом, и они долгое время находились в семье издателя. В настоящее время портрет кисти Врубеля хранится в Третьяковской галерее, а написанный Серовым — в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
В 1890-е годы, к которым относится время написания картины, в творчестве Серова начинается новый период. Импрессионистическая цветность уступает место ограниченной, достаточно скупой красочной гамме. Художника привлекают яркие творческие личности, сила таланта которых стимулирует его творческую энергию и позволяет создать выдающиеся портретные образы. Именно таким особенным человеком был Петр Петрович Кончаловский. В его изображении Серов использует минимум выразительных средств, но эти динамичные, свободные, широкие мазки и сдержанная серо-черная цветовая гамма воплощают потрясающе убедительный и точный образ литератора-вольнодумца, сильную, благородную, увлекающуюся и страстную натуру. Вот как вспоминал один из сыновей Кончаловского: «Влияние отца на людей, особенно молодежь было огромное. И все, что он делал, он делал с большим, горячим темпераментом и не преследовал никогда узких, практических целей». Под влиянием силы личности писателя Валентину Серову удалось создать один из лучших в своем творчестве портретов деятеля русской культуры.
Одним из лучших живописных произведений в собрании Екатеринбургского музея является портрет Петра Петровича Кончаловского, написанный в 1891 году. В этот период Кончаловский готовил издание полного собрания сочинений М. Ю. Лермонтова, для иллюстрирования которого пригласил многих известнейших художников, в том числе В. А. Серова и М. А. Врубеля. По воспоминаниям, каждый из них исполнил тогда по портрету П. П. Кончаловского маслом, и они долгое время находились в семье издателя. В настоящее время портрет кисти Врубеля хранится в Третьяковской галерее, а написанный Серовым — в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
В 1890-е годы, к которым относится время написания картины, в творчестве Серова начинается новый период. Импрессионистическая цветность уступает место ограниченной, достаточно скупой красочной гамме. Художника привлекают яркие творческие личности, сила таланта которых стимулирует его творческую энергию и позволяет создать выдающиеся портретные образы. Именно таким особенным человеком был Петр Петрович Кончаловский. В его изображении Серов использует минимум выразительных средств, но эти динамичные, свободные, широкие мазки и сдержанная серо-черная цветовая гамма воплощают потрясающе убедительный и точный образ литератора-вольнодумца, сильную, благородную, увлекающуюся и страстную натуру. Вот как вспоминал один из сыновей Кончаловского: «Влияние отца на людей, особенно молодежь было огромное. И все, что он делал, он делал с большим, горячим темпераментом и не преследовал никогда узких, практических целей». Под влиянием силы личности писателя Валентину Серову удалось создать один из лучших в своем творчестве портретов деятеля русской культуры.