Один из мемориальных предметов в фонде Шаляпина — флакон духов «Фёдор Шаляпин» фирмы «Брокар». Фёдор Иванович, как и многие российские подданные, прекрасно знал и высоко ценил продукцию этой прославленной, награжденной многими медалями компании.
Генрих Брокар, француз по рождению, стал основоположником традиций русской парфюмерной школы. Империя Брокара была широко известна и в России, и за рубежом. Глава фирмы был разносторонним человеком: удачливый бизнесмен, великолепный химик и знаток искусств.
До Брокара предметы личной гигиены считались роскошью и, как правило, привозились из-за рубежа. Брокар предложил замену дорогому импортному мылу и ориентировался на массового покупателя. По совету жены, он начал с продуктов для детей, и на свет появилось познавательное «Детское» мыло, на каждом бруске которого был сделан оттиск какой-либо буквы русского алфавита; затем были выпущены «Янтарное», «Медовое», мыло в виде шара и в виде зеленого огурца и, наконец, чрезвычайно дешевое «Народное» — по копейке за кусок.
После смерти Генриха Брокара его дело продолжили сыновья. В 1914 году фирма праздновала свое 50-летие. Юбилей широко отмечался в обеих столицах, роскошный каталог фирмы создавался популярными художниками и был напечатан в типографии поставщика Двора Его Императорского Величества А. Левенсона. Тираж был небольшой, и каталог был разослан только высокопоставленным чиновникам и знаменитым артистам, художникам и музыкантам. Получил такой каталог и Фёдор Иванович Шаляпин.
Слава Шаляпина в то время была огромной, чем широко пользовались различные предприниматели: витрины и прилавки украшали «шаляпинские» конфеты и шоколад, выпускались гребенки «Шаляпин» и даже «шаляпинские» обои. А на выставке Российского общества канароводства была представлена в качестве экспоната канарейка «Шаляпин».
В 1916 году представитель фирмы «Брокар» обратился с письмом к Фёдору Ивановичу:
Генрих Брокар, француз по рождению, стал основоположником традиций русской парфюмерной школы. Империя Брокара была широко известна и в России, и за рубежом. Глава фирмы был разносторонним человеком: удачливый бизнесмен, великолепный химик и знаток искусств.
До Брокара предметы личной гигиены считались роскошью и, как правило, привозились из-за рубежа. Брокар предложил замену дорогому импортному мылу и ориентировался на массового покупателя. По совету жены, он начал с продуктов для детей, и на свет появилось познавательное «Детское» мыло, на каждом бруске которого был сделан оттиск какой-либо буквы русского алфавита; затем были выпущены «Янтарное», «Медовое», мыло в виде шара и в виде зеленого огурца и, наконец, чрезвычайно дешевое «Народное» — по копейке за кусок.
После смерти Генриха Брокара его дело продолжили сыновья. В 1914 году фирма праздновала свое 50-летие. Юбилей широко отмечался в обеих столицах, роскошный каталог фирмы создавался популярными художниками и был напечатан в типографии поставщика Двора Его Императорского Величества А. Левенсона. Тираж был небольшой, и каталог был разослан только высокопоставленным чиновникам и знаменитым артистам, художникам и музыкантам. Получил такой каталог и Фёдор Иванович Шаляпин.
Слава Шаляпина в то время была огромной, чем широко пользовались различные предприниматели: витрины и прилавки украшали «шаляпинские» конфеты и шоколад, выпускались гребенки «Шаляпин» и даже «шаляпинские» обои. А на выставке Российского общества канароводства была представлена в качестве экспоната канарейка «Шаляпин».
В 1916 году представитель фирмы «Брокар» обратился с письмом к Фёдору Ивановичу: