Мария Клавдиевна Тенишева, русская дворянка (княгиня) изображена Репиным в интерьере довольно темной комнаты возле невысокого кресла. Стройная женщина в светлом вечернем туалете стоит в полный рост, повернув к зрителю чистый профиль греческой богини. Густые волнистые волосы подняты наверх, обнажая гибкие линии шеи. Строгий портрет нарушает как бы непреднамеренно спущеный с белоснежного плеча кружевной рукав платья, выдавая игривую женственность характера модели.
Княгиня М. К. Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. «Настоящей Марфой-Посадницей» назвал ее Н. К. Рерих. Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894—1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске (1896–1899 гг.). Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиан, серьёзно занималась живописью, коллекционированием.
Княгиня М. К. Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. «Настоящей Марфой-Посадницей» назвал ее Н. К. Рерих. Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894—1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске (1896–1899 гг.). Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиан, серьёзно занималась живописью, коллекционированием.