1880-е — годы творческого расцвета мастера русского реализма Ильи Репина. В этот период художник написал монументальное полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Запорожцы
Время создания
1880-1891 годы
Размер
203x358 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
74
Открыть в приложении #9
Султан Махмуд (Мехмед) IV Охотник (1642–1693). Музей региональной истории в городе Птуй, Словения.
#28
Оригинал сочинения казаков не сохранился, но в 1870-х годах копия XVIII века оказалась у известного историка Дмитрия Яворницкого, близкого друга Репина. Однажды в качестве шутки Яворницкий зачитал письмо на светском приеме, где присутствовал и живописец.
#10
Илья Репин (1844–1930). Эскиз картины «Запорожцы». Древесный уголь. 1878. Государственная Третьяковская галерея.
#11
Репина покорил образ мужественного, жизнерадостного, свободного народа, и он тут же принялся работать над этюдами. Первый карандашный набросок он сделал в 1878 году, а основной вариант «Запорожцев» окончил только в 1891 году. Ни над одним другим полотном художник не трудился так долго.
#12
Илья Репин (1844–1930). «Запорожцы». Холст, масло. 1898–1893. Харьковский художественный музей.
#13
Существует еще две версии «Запорожцев». Первый эскиз маслом 1887 года хранится в Государственной Третьяковской галерее. В 1889 году Репин начал писать еще один, не такой масштабный, но «исторически более достоверный» вариант картины, который так и не закончил. Он хранится в Харьковском художественном музее.
#26
«Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства, »
— восхищался Репин.
Репин тщательно изучал историю и быт казаков, специально ездил в Малороссию. По воспоминаниям его старшей дочери Веры, долгое время вся семья жила только запорожцами: художник читал вслух рассказы о Сечи, дети играли в казаков и лепили из глины их фигуры.
#16
Еще один источник, вдохновлявший художника, — «Тарас Бульба» Николая Гоголя. На полотне присутствуют герои повести: казак в красном кафтане и белой папахе — это сам Тарас Бульба. Улыбающийся юноша с желто-голубой пикой — младший сын Андрий, справа от него стоит старший сын Остап с повязкой на голове.
#24
Запорожцев Репин писал с конкретных людей, своих современников. Это были и случайные попутчики, и друзья художника. Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк вспоминал:
#25
«Ему нужно было позаимствовать мои глаза для одного, а для другого веко глаз, и для третьего запорожца поправить нос.»
#18
Во время работы над полотном Репин изучал картины мастеров группового портрета XVI–XVII веков. Больше всего он ценил творчество испанца Диего Веласкеса и голландцев Рембрандта ван Рейна, Франса Хальса. «Рембрандт и Веласкес — мои боги», — говорил он о европейских живописцах.
Диего Веласкес (1599–1660). Триумф Вакха. Холст, масло. 1628–1629. Музей Прадо.
#19
В 1895 году картину наградили золотыми медалями на выставках в Мюнхене и Будапеште. В 1892 году «Запорожцев» за 35 тысяч рублей купил Александр III. Это была огромная сумма, на которую Репин смог купить имение около Витебска. После революции картина перешла в собрание Русского музея.
#27
#20
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Запорожцы
Время создания
1880-1891 годы
Размер
203x358 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
74
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться