Илья Репин стал одной из ключевых фигур русской живописи второй половины XIX века. Он родился в Харьковской губернии в семье русского военного. Еще мальчиком Репин устроился подмастерьем в иконописную мастерскую. Вскоре его талант заметили, и в 16 лет Репин уехал работать с кочевой артелью иконописцев, которая постоянно перемещалась из города в город. Спустя несколько лет он решил поступать в Академию художеств и, собрав все заработанные деньги, переехал в Петербург.
Его главным наставником в живописи был студент Академии художеств Иван Крамской, подготовивший юношу к поступлению. За свою дипломную работу в Академии Репин получил большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы познакомиться с западноевропейским искусством. Во время пенсионерской поездки во Францию он изучил творчество импрессионистов и начал работать на открытом воздухе, стремясь передать натуру в условиях естественного освещения. Репин одним из первых русских художников овладел искусством живописи на пленэре. Из небольшого французского городка Вёль, где обосновалась колония русских художников, тридцатилетний живописец увез 12 этюдов. Среди них работа из коллекции музея «Нищая» — односеансный натурный этюд французской девочки.
Широкая известность пришла к картине в 1948 году, когда цветная репродукция «Нищей» была опубликована в капитальном труде «И.Е. Репин. Художественное наследие» под редакцией известных искусствоведов Игоря Грабаря и Ильи Зильберштейна. Она значилась среди вновь найденных вёльских этюдов художника.
«Взлохмаченные белокурые волосы, лицо с еще не потемневшим розовым загаром, грустное, сосредоточенное выражение глаз, худенькая детская шея, загрубелые детские ручки. Все нарисовано безукоризненно, выписано тонко. Пейзаж сильно обобщен, почти не привлекает нашего внимания. Но девочка словно живет в атмосфере летнего светлого дня…» — писала столичный искусствовед Ольга Лясковская. В работе «Нищая» впервые соединились все грани таланта художника: умение проникнуть во внутренний мир героя, мастерство живописца и графика.
Эту жемчужину иркутского собрания Владимир Сукачёв приобрел в мастерской у художника в 1880-е годы.
Его главным наставником в живописи был студент Академии художеств Иван Крамской, подготовивший юношу к поступлению. За свою дипломную работу в Академии Репин получил большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы познакомиться с западноевропейским искусством. Во время пенсионерской поездки во Францию он изучил творчество импрессионистов и начал работать на открытом воздухе, стремясь передать натуру в условиях естественного освещения. Репин одним из первых русских художников овладел искусством живописи на пленэре. Из небольшого французского городка Вёль, где обосновалась колония русских художников, тридцатилетний живописец увез 12 этюдов. Среди них работа из коллекции музея «Нищая» — односеансный натурный этюд французской девочки.
Широкая известность пришла к картине в 1948 году, когда цветная репродукция «Нищей» была опубликована в капитальном труде «И.Е. Репин. Художественное наследие» под редакцией известных искусствоведов Игоря Грабаря и Ильи Зильберштейна. Она значилась среди вновь найденных вёльских этюдов художника.
«Взлохмаченные белокурые волосы, лицо с еще не потемневшим розовым загаром, грустное, сосредоточенное выражение глаз, худенькая детская шея, загрубелые детские ручки. Все нарисовано безукоризненно, выписано тонко. Пейзаж сильно обобщен, почти не привлекает нашего внимания. Но девочка словно живет в атмосфере летнего светлого дня…» — писала столичный искусствовед Ольга Лясковская. В работе «Нищая» впервые соединились все грани таланта художника: умение проникнуть во внутренний мир героя, мастерство живописца и графика.
Эту жемчужину иркутского собрания Владимир Сукачёв приобрел в мастерской у художника в 1880-е годы.