В собрании Севастопольского художественного музея имени Михаила Павловича Крошицкого представлен живописный натюрморт кисти белорусского и русского художника, академика Императорской Академии художеств Ивана Фомича Хруцкого.
Иван Фомич Хруцкий (1810–1885) родился в семье греко-католического священника. В 17 лет приехал из Витебской области в Санкт-Петербург, где посещал Академию художеств в качестве вольнослушателя, а позже стал студентом Академии. Учителями Хруцкого были такие мастера, как Александр Григорьевич Варнек, Карл Павлович Брюллов и Фёдор Антонович Бруни. В 1836 году совет Академии художеств высоко отметил талант живописца, за свои работы художник был удостоен большой серебряной медали, а позже получил звание свободного художника. После смерти отца в 1840 году Иван Фомич уехал из Санкт-Петербурга и приобрел имение Захарничи под Полоцком. Из имения живописец выезжал редко и только для исполнения заказов литовского митрополита Иосифа Семашко — росписи иконостасов для церквей в Вильно и Ковно, а также создания портретов духовных лиц. К сожалению, биографические данные о художнике очень немногочисленны и разноречивы.
Первые датированные этюды художника появились в 1832 году — «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой». Поначалу Хруцкий писал несложные работы из нескольких предметов, постепенно переходя к написанию все больших полотен со сложной композицией, объединяющей различные цветы, овощи и фрукты. Произведения Ивана Фомича Хруцкого были довольно популярны в 40–50-е годы XIX века. В первую очередь с его именем связано возвращение зрительского интереса к натюрморту: художник не относился к нему как к жанру «низшего порядка», не считал его этюдом. Он создавал яркие образцы академической натюрмортной живописи — картины-программы. Характерным примером можно назвать «Натюрморт» 1852 года, представленный в экспозиции Севастопольского музея. Плоды, овощи, плетеные корзины и туесочки Хруцкий компонует и пишет, как историческую картину: соблюдает четкое трехплановое построение пространства, добивается общего равновесия масс при некоторой театральности в расположении предметов, симметрии в контрастах. Все это сочетается с подробной выписанностью деталей и тщательной проработкой фактуры предмета.