Персона
Репин Илья Ефимович
Годы жизни: 1844–1930
#3
#2
Илья Репин в юношестве состоял в артели иконописцев, работал над росписями церквей в разных городах. После выпуска из Императорской Академии художеств мастер работал над историческими полотнами и жанровыми картинами — сценами из повседневной жизни. Среди самых известных его работ — «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына» и «Не ждали».
#4
Иконописец из Харьковской губернии
#5
Илья Репин родился в городе Чугуеве недалеко от Харькова. Его отец зарабатывал тем, что перегонял лошадей для продажи, а мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Репин еще в детстве начал рисовать акварелью, а грамоте и чистописанию его обучали дьячок и пономарь местной церкви.
13-летний Репин стал учеником в мастерской иконописцев, его наставником был Иван Бунаков. С 16 лет Репин путешествовал с артелью по разным городам и работал над росписями церквей и храмов наравне с другими мастерами. Также он писал портреты на заказ.
В 1863 году Репин уехал в Санкт-Петербург, чтобы учиться живописи. С первого раза абитуриента не приняли в Императорскую Академию художеств — он отправился в вечернюю школу и поступил в Академию только через год. Там он познакомился с Василием Поленовым и Федором Бруни, а также с Иваном Крамским, которого впоследствии называл своим учителем. Репин делал большие успехи в учебе, а за эскиз «Ангел смерти» на сюжет из Библии его наградили серебряной медалью Академии.
Репин постоянно нуждался в деньгах. Чтобы заработать, он много писал и продавал картины — сценки из повседневной жизни и портреты. Так, в 1869 году он работал над портретом Веры Шевцовой, сестры своего знакомого. Спустя три года Репин на ней женился, у пары родились три дочери и сын.
В 1871 году живописец окончил Академию художеств. Его дипломной работой стала картина «Воскрешение дочери Иаира» на сюжет из Евангелия. За эту картину он получил Большую золотую медаль Академии: такая награда давала право на оплачиваемую поездку в Европу на шесть лет, чтобы совершенствовать мастерство.
13-летний Репин стал учеником в мастерской иконописцев, его наставником был Иван Бунаков. С 16 лет Репин путешествовал с артелью по разным городам и работал над росписями церквей и храмов наравне с другими мастерами. Также он писал портреты на заказ.
В 1863 году Репин уехал в Санкт-Петербург, чтобы учиться живописи. С первого раза абитуриента не приняли в Императорскую Академию художеств — он отправился в вечернюю школу и поступил в Академию только через год. Там он познакомился с Василием Поленовым и Федором Бруни, а также с Иваном Крамским, которого впоследствии называл своим учителем. Репин делал большие успехи в учебе, а за эскиз «Ангел смерти» на сюжет из Библии его наградили серебряной медалью Академии.
Репин постоянно нуждался в деньгах. Чтобы заработать, он много писал и продавал картины — сценки из повседневной жизни и портреты. Так, в 1869 году он работал над портретом Веры Шевцовой, сестры своего знакомого. Спустя три года Репин на ней женился, у пары родились три дочери и сын.
В 1871 году живописец окончил Академию художеств. Его дипломной работой стала картина «Воскрешение дочери Иаира» на сюжет из Евангелия. За эту картину он получил Большую золотую медаль Академии: такая награда давала право на оплачиваемую поездку в Европу на шесть лет, чтобы совершенствовать мастерство.
#6
Признание и слава
#7
Сразу после выпуска из Академии Репину предложили крупный заказ — написать полотно «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для гостиницы «Славянский базар». В работе над масштабным холстом ему помогал историк искусств и музыкальный критик Владимир Стасов, который искал для художника старинные снимки и гравюры. Публика благосклонно приняла полотно, в отличие от писателя Ивана Тургенева, который в одном из писем называл его «винегретом живых и мертвых».
В начале 1870-х годов Репин ездил на Волгу, писал этюды и эскизы для масштабного полотна «Бурлаки на Волге». Там он познакомился с бурлаками — рабочими, которые веревками тянули суда против течения реки. Они охотно позировали художнику, поэтому у большинства изображенных на картине были реальные прототипы.
В 1873 году Репин отправился в пенсионерскую поездку по Европе от Академии. Он побывал в Неаполе, Венеции, снимал квартиру в Париже, посетил Лондон. В путешествии художник продолжал работать, создал множество этюдов, написал портрет писателя Ивана Тургенева, а также обучал в парижской студии Валентина Серова.
По возвращении Репин с супругой поселился в родном Чугуеве, но вскоре семья переехала в Москву. Живописец вступил в Товарищество передвижников и участвовал в выставках художественного объединения. Репин познакомился с Павлом Третьяковым и Львом Толстым, у которого позднее гостил в Ясной Поляне. В Москве он завершил работу над картиной «Крестный ход в Курской губернии», которую приобрел в свое собрание Павел Третьяков.
К этому периоду относится еще одно известное полотно мастера — «Царевна Софья». Для картины Репину позировала Валентина Серова, одна из первых женщин-композиторов России, мать художника Валентина Серова. Богато украшенное платье царевны шила жена живописца Вера по моделям царской одежды из музеев.
В 1880–90-х годах Репин жил и работал в Петербурге. К этому времени относятся самые известные его картины — «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»(«Иван Грозный убивает своего сына»), «Не ждали» и «Запорожцы».
В начале 1870-х годов Репин ездил на Волгу, писал этюды и эскизы для масштабного полотна «Бурлаки на Волге». Там он познакомился с бурлаками — рабочими, которые веревками тянули суда против течения реки. Они охотно позировали художнику, поэтому у большинства изображенных на картине были реальные прототипы.
В 1873 году Репин отправился в пенсионерскую поездку по Европе от Академии. Он побывал в Неаполе, Венеции, снимал квартиру в Париже, посетил Лондон. В путешествии художник продолжал работать, создал множество этюдов, написал портрет писателя Ивана Тургенева, а также обучал в парижской студии Валентина Серова.
По возвращении Репин с супругой поселился в родном Чугуеве, но вскоре семья переехала в Москву. Живописец вступил в Товарищество передвижников и участвовал в выставках художественного объединения. Репин познакомился с Павлом Третьяковым и Львом Толстым, у которого позднее гостил в Ясной Поляне. В Москве он завершил работу над картиной «Крестный ход в Курской губернии», которую приобрел в свое собрание Павел Третьяков.
К этому периоду относится еще одно известное полотно мастера — «Царевна Софья». Для картины Репину позировала Валентина Серова, одна из первых женщин-композиторов России, мать художника Валентина Серова. Богато украшенное платье царевны шила жена живописца Вера по моделям царской одежды из музеев.
В 1880–90-х годах Репин жил и работал в Петербурге. К этому времени относятся самые известные его картины — «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»(«Иван Грозный убивает своего сына»), «Не ждали» и «Запорожцы».
#8
Усадьба Пенаты
#9
В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств в статусе преподавателя. Он учил студентов живописи на протяжении 13 лет. В 1900-е годы мастер работал над масштабным полотном по заказу императора Николая II — «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Картина представляет собой коллективный портрет из более чем 80 фигур.
Первый брак художника распался, и в 1900 году он женился во второй раз, на писательнице Наталье Нордман. Репин поселился в ее имении Пенаты в Куоккале — популярном дачном поселке в окрестностях Петербурга. Нордман была вегетарианкой и приобщила к растительной пище и самого художника. Она не носила мех и не держала слуг: когда в усадьбе собирались гости, супруги сами о них заботились, а в доме даже встречались таблички «Прислуга — позор человечества».
В 1913 году картину «Иван Грозный и сын его Иван», которая экспонировалась в Третьяковской галерее, повредил вандал Абрам Балашов. Преступника задержала полиция, его признали душевнобольным. После этого инцидента Репин приехал в Москву и восстанавливал полотно вместе с реставраторами.
В Пенатах мастер продолжал писать полотна и работал над мемуарами. Сборник очерков «Далекое близкое» вышел в 1937 году, уже после смерти Репина, под редакцией Корнея Чуковского. В книгу вошли воспоминания о коллегах и современниках художника, о его детстве и юности, а также истории из его жизни.
Илья Репин умер в 1930 году в возрасте 86 лет. В наши дни в его доме находится Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты».
Первый брак художника распался, и в 1900 году он женился во второй раз, на писательнице Наталье Нордман. Репин поселился в ее имении Пенаты в Куоккале — популярном дачном поселке в окрестностях Петербурга. Нордман была вегетарианкой и приобщила к растительной пище и самого художника. Она не носила мех и не держала слуг: когда в усадьбе собирались гости, супруги сами о них заботились, а в доме даже встречались таблички «Прислуга — позор человечества».
В 1913 году картину «Иван Грозный и сын его Иван», которая экспонировалась в Третьяковской галерее, повредил вандал Абрам Балашов. Преступника задержала полиция, его признали душевнобольным. После этого инцидента Репин приехал в Москву и восстанавливал полотно вместе с реставраторами.
В Пенатах мастер продолжал писать полотна и работал над мемуарами. Сборник очерков «Далекое близкое» вышел в 1937 году, уже после смерти Репина, под редакцией Корнея Чуковского. В книгу вошли воспоминания о коллегах и современниках художника, о его детстве и юности, а также истории из его жизни.
Илья Репин умер в 1930 году в возрасте 86 лет. В наши дни в его доме находится Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты».
#1
читать дальшескрыть