Бюст Николая II — одно из произведений итальянского скульптора и художника Пьетро Каноники, созданных в русский период его творчества.
Творческий путь скульптора начался довольно рано: уже с четырнадцатилетнего возраста он стал выполнять работы на заказ, а к 16 годам имел собственную мастерскую. В 1892 году Пьетро Каноника принял участие в проектировании и возведении крупного мемориального комплекса Виктору Эммануилу II в Риме, чем завоевал всеобщее признание. В течение всей жизни мастер создавал из мрамора уникальные скульптуры, статуи, бюсты, надгробия и оставил после себя огромное скульптурное наследие, большая часть которого хранится в его доме-музее в Италии.
Русский этап творчества скульптора начался в 1908 году со знакомства с великим князем Владимиром Александровичем: великий князь заказал скульптору бюст своей супруги. В императорской России скульптор обрел огромную популярность, о чем свидетельствует серия бюстов князей и членов их семей — бюсты княгинь Виктории Федоровны (1908) и Ирины Юсуповой (1910), графа А. Шереметева (1910), княжеских внучек Елизаветы и Ольги (1910).
В 1910 году состоялось знакомство скульптора с императором Николаем II. Прославившись в том числе как скульптор детских портретов, Каноника рассчитывал получить заказ на выполнение портретов императорских детей. В феврале того же года он начал работу над бюстом цесаревича. На сеансах всегда присутствовала императрица Александра Федоровна, и ей так понравилась работа скульптора, что вскоре был заказан и бюст Николая II. Впоследствии Каноника также выполнил бюст императрицы.
Изображение императора было выполнено в бронзе, а императрицы и наследника — в мраморе. Скульптору также удалось получить и осуществить заказ на изготовление партии бюстов императора малого размера, которые предназначались в качестве подарков воинским частям и государственным учреждениям.
Одной из последних работ скульптора в России стал проект памятника Александру II, который предполагалось установить в Царском Селе. Однако Первая мировая война и последовавшие за ней события оставили этот проект неосуществленным. Сегодня сохранившийся бюст Николая II вернулся на свое историческое место в Кленовой гостиной Александровского дворца.
Творческий путь скульптора начался довольно рано: уже с четырнадцатилетнего возраста он стал выполнять работы на заказ, а к 16 годам имел собственную мастерскую. В 1892 году Пьетро Каноника принял участие в проектировании и возведении крупного мемориального комплекса Виктору Эммануилу II в Риме, чем завоевал всеобщее признание. В течение всей жизни мастер создавал из мрамора уникальные скульптуры, статуи, бюсты, надгробия и оставил после себя огромное скульптурное наследие, большая часть которого хранится в его доме-музее в Италии.
Русский этап творчества скульптора начался в 1908 году со знакомства с великим князем Владимиром Александровичем: великий князь заказал скульптору бюст своей супруги. В императорской России скульптор обрел огромную популярность, о чем свидетельствует серия бюстов князей и членов их семей — бюсты княгинь Виктории Федоровны (1908) и Ирины Юсуповой (1910), графа А. Шереметева (1910), княжеских внучек Елизаветы и Ольги (1910).
В 1910 году состоялось знакомство скульптора с императором Николаем II. Прославившись в том числе как скульптор детских портретов, Каноника рассчитывал получить заказ на выполнение портретов императорских детей. В феврале того же года он начал работу над бюстом цесаревича. На сеансах всегда присутствовала императрица Александра Федоровна, и ей так понравилась работа скульптора, что вскоре был заказан и бюст Николая II. Впоследствии Каноника также выполнил бюст императрицы.
Изображение императора было выполнено в бронзе, а императрицы и наследника — в мраморе. Скульптору также удалось получить и осуществить заказ на изготовление партии бюстов императора малого размера, которые предназначались в качестве подарков воинским частям и государственным учреждениям.
Одной из последних работ скульптора в России стал проект памятника Александру II, который предполагалось установить в Царском Селе. Однако Первая мировая война и последовавшие за ней события оставили этот проект неосуществленным. Сегодня сохранившийся бюст Николая II вернулся на свое историческое место в Кленовой гостиной Александровского дворца.