Илья Ефимович Репин — выдающийся мастер исторического, бытового и портретного жанров. Портреты составляют важную часть репинского наследия. Глубокая психологическая характеристика, умение передать неповторимую индивидуальность модели, живописное мастерство делают Репина одним из лучших портретистов своей эпохи.
В коллекции Омского музея находится одно полотно кисти Репина — портрет Леонида Андреева. Ранее он хранился в галерее известного коллекционера И. Е. Цветкова. Портрет был исполнен летом 1905 года в Куоккале, где Репин жил в собственном имении «Пенаты». Произведения, написанные в эти годы, отличаются от его более ранних работ — в них отразились художественные искания времени, поскольку по натуре своей художник был преобразователем, реформатором, остро чувствующим дух перемен.
В репинских «Пенатах», где постоянно собиралась художественная интеллигенция, часто бывал писатель Леонид Николаевич Андреев. По словам Александра Блока, это был человек, «носящий, вернее, таскавший в себе мировой хаос». Используя приемы символизма, Андреев стремился к выражению общественных идей и настроений в иносказательной форме. Его рассказы вызывали чувство острого беспокойства и недовольства жизнью.
Репин писал Леонида Андреева дважды. Первый портрет, созданный в 1904 году и известный под названием «Портрет Леонида Андреева в белой рубахе», хранится в Государственной Третьяковской галерее. Эта картина, светлая красочная гамма которой построена на тонких градациях белого цвета, передает характер мягкий, натуру чуткую, духовно богатую, но лишенную энергии действия. Созданный образ не удовлетворил Репина, и он получил от Андреева согласие позировать снова.
Спустя год Репин пишет второй портрет писателя — красивого человека «со смуглым точеным, декоративным лицом», сидящего, раскинув руки, на садовой скамье. Непринужденность, раскованность позы сочетается с почти царским величием. Недаром Репин называл Андреева «герцогом Лоренцо». Портрет получил название «Летний отдых». Но первое расслабленное впечатление от картины обманчиво — оно нарушается всем строем портрета, направленным на динамизацию и даже драматизацию образа.
Диагональная крестообразная композиция, сочетание контрастных цветов, трехчетвертной поворот головы создают внутреннюю динамику, эмоциональную напряженность и глубокий психологизм в передаче образа писателя. Зеленый и красный цвета заставляют друг друга звучать сильнее. Фигура, несмотря на светотеневую моделировку, воспринимается скорее как пятно, а фон приближается скорее к плоскости, чем к глубокому иллюзорному пространству. Возникающая в результате этого некоторая декоративность портрета связывает его с произведениями модерна — стиля рубежа XIX–XX веков.