Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Д. 21»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Пионер

Время создания
1934
Размер
86x96 см
Техника
холст, масло
Выставка
8
Открыть в приложении
#8
Дейнека А.А.
Пионер
#2
Александр Дейнека по праву считается символом всего советского искусства, поскольку его стилистика стала эталонной и прослеживается во всех видах, жанрах, художественных течениях и направлениях отечественного искусства XX века. Он оставил большое количество произведений графики, станковой живописи, скульптуры. 

В начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех», переживала настоящий авиационный восторг. Советский Союз находился на передовых подступах к современной авиации. Овеянные славой имена летчиков Валерия Чкалова, Михаила Громова, Сигизмунда Леваневского, Михаила Водопьянова, Владимира Коккинаки и многих других были на слуху, в разговорах и газетных публикациях. 

Дейнека был необычайно увлечён всем, что было связано с авиацией, он часто встречался с лётчиками. Именно авиация, по словам художника, помогла ему сделать ряд картин, которые он считал впоследствии одними из самых любимых и искренних своих работ. 

Картина «Пионер» 1934 года создана Александром Дейнекой в ранний период его творческого пути, который условно можно охарактеризовать как последовательный переход от «графичности» к большей живописности полотен, работой на пленэре. Новатор в композиции, Дейнека апробирует новые композиционные приемы в каждой работе. На складывающийся к этому времени узнаваемый дейнековский стиль повлияли развитие техницированных видов искусства — кино и фотографии, модные «измы», конструктивизм, кубизм, увлечение евгеникой и стремление к совершенному человеку. «Пионер» 1934 лежит в рамках разрабатываемых художником тем, в рамках новых композиционных поисков, в рамках прогрессивных художественных течений 1920-х годов. 

Налицо идея законченной станковой живописной картины с монументальным подходом к композиции — по ОСТовскому Уставу. Четкое, почти математическое построение композиции говорит об уверенной теоретической базе, тяготению к контрастным схемам.
#7
Открытая композиция и «оптимистическая» диагональ слева-направо-снизу-вверх
#4
Асимметричная в целом конструкция уравновешена «по общему весу» светлых и темных зон, композиция цельна. Общая динамика подчеркивается диагональными линиями-лучами, провоцируя пути прочтения композиции зрителем. Принципы «золотого сечения» и как производная — линия «золотой спирали» угадывается в фигуре сидящего мальчика. Линейная, воздушная перспектива, масштабы объектов помогают в строительстве трехмерного пространства на двухмерной плоскости холста. Устойчивость «плотной» композиции обеспечивают основные «оси» — горизонтали и вертикали. Основная открытая динамическая линия слева-направо снизу-вверх вносит оптимистический настрой. Композиция тяготеет к открытой схеме. Колорит картины построен на равновесии разбеленных цветов в контрасте с яркими красными акцентом и нюансом. В картине присутствует почти чистый красный — ставший элементом дейнековского стиля. Живописная поверхность матовая. Мазки разнофактурны от притирки по-сухому до плотных движков мастихином. А название картины «Пионер» — «первый», возможно намекает на некий цикл и замысел картины 1938 года — «Будущие летчики» — картины, ставшей символом надежд не одного поколения.
#5
Трансформация замысла от иллюстрации в книжке «В облаках» 1931 до картины «Будущие летчики» 1938 (Третьяковская галерея, Москва)
#6
Художник изобразил любимые места — Крым, Севастополь. На картине подросток — ребенок и в то же время — молодое поколение советской страны. Общество было охвачено этой темой — небо и самолеты — одна из самых почитаемых и разрабатываемых самим художником. А лиризм и интимность полотна можно объяснить закрытостью в собственном «мире красоты», реакцией на отвержение новаторства в руководстве искусством после 1932 года. Все эти особенности «Пионера» 1934 года, определяют полотно как яркий и характерный пример стиля и творческого метода Александра Дейнеки 20-30-х годов.
© М.Д.
#9
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Пионер

Время создания
1934
Размер
86x96 см
Техника
холст, масло
Выставка
8
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Дейнека А.А. Коллекция работ

Итальянский мотив
Итальянский мотив
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Деревенские ребята
Деревенские ребята
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Футболист
Футболист
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Две фигуры
Две фигуры
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Обнаженная, закинувшая руки за голову
Обнаженная, закинувшая руки за голову
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Женский портрет
Женский портрет
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Два наброска фигур парашютистов. Часть 1
Два наброска фигур парашютистов. Часть 1
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Женская фигура
Женская фигура
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Оборона Севастополя
Оборона Севастополя
Государственный Русский музей
Вечер на даче
Вечер на даче
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Из американских зарисовок. Танцовщица
Из американских зарисовок. Танцовщица
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Итальянский мотив
Итальянский мотив
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Портрет молодого инженера
Портрет молодого инженера
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Вагонетки в Донбассе
Вагонетки в Донбассе
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Бег с препятствиями
Бег с препятствиями
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Портрет К.А. Вялова
Портрет К.А. Вялова
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Стройка. Эскиз росписи плафона к станции метро
Стройка. Эскиз росписи плафона к станции метро
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
В Донбассе
В Донбассе
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Стахановцы
Стахановцы
Музей современной истории России
Здоровый дух требует здорового тела
Здоровый дух требует здорового тела
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%