Александр Александрович Дейнека — знаковая фигура в советском искусстве, активный участник драматических трансформаций отечественной художественной культуры XX века. Яркий представитель социалистического реализма не обошел вниманием и новые течения в искусстве, стоял у истоков отечественного дизайна, старался не потерять нить преемственности, искал связи с мастерами прошлого. Сегодня Дейнека — светлый певец стахановцев, спортсменов, самолетов и дирижаблей — выглядит оптимистично и бодро. Он актуален, поскольку ассоциируется с идеей счастливой страны, с СССР. Он был утопистом, но хочется верить — предвидел будущее.
архив
Sun Jan 03 2021 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)—Sun Feb 28 2021 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)#2
#8
А. Дейнека вошел в художественную жизнь 20-х гг. как график, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916—1917).
#7
Свои первые графические, а впоследствии и живописные работы Дейнека выстраивал, опираясь на лекции по композиции В. Фаворского, на ту теоретическую базу, которая сложилась у него во время учебы во ВХУТЕМАСе с 1921 по 1925 год. Однако к 1930-му году художник вынужден был, по сути, написать новую главу о композиционных построениях картины, что было связано с современными «измами», развитием фотографии, кино и телевидения. Дейнека использовал случайность фотографического снимка, застывший миг. Его подсмотренные эпизоды жизни уже не претендовали на построенную «картину мира». Для остроты и напряжения внутри картинной плоскости он активно применял асимметрию или, вернее, сознательную неуравновешенность, разрабатывал открытую композицию, срезы по краям, например, для уменьшения значимости элемента. Он вообще многое упрощал и отбирал. Дейнека первый занялся апробацией, ратификацией и внедрением новых приемов — большим композиционным опытом. Он был первооткрывателем, «компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок». Отчасти, повлияло его работа фотографом в Курском угрозыске в между 1918 и 1920-м гг., отчасти, новые темы диктовали новые формы изображения, отчасти, а возможно, самое главное — общее стремление искусства того времени к кардинальному переделу изобразительного языка.
#3
Дейнека А.А. Беседка городского сада. 1917
#4
Название выставки «Д. 21» может расшифровываться по-разному. И это не только очевидно-формальное «Денека. 2021». Оно повторяет характерную для А. Дейнеки манеру подписывать свои работы — это монограмма и дата создания. В собрании галереи действительно хранятся два графических листа, исполненные художником 100 лет назад. Эти графические работы обнаруживают явное сходство с известной станковой работой А. Дейнеки «Женский портрет», что позволило атрибуционному совету галереи датировать картину 1921 годом. Это хорошо известная работа снова привлекла к себе внимание, отметила свое 100-летие и стала главным экспонатом выставки. Дейнека 1920-30-х годов — это еще поиск. Поиск своего стиля, в чем-то очень графичного, в чем-то — оглядывающегося на современные тенденции — на конструктивизм и кубизм. Это поиск новых решений, новых разрешений и исключений к базовым устоявшимся законам композиции. Это переворачивание приемов старых мастеров на новый лад, в новой стране, новом времени.
#5
Сравнительный анализ произведений А.Дейнеки
#6
На выставке представлены 17 живописных произведений А. Дейнеки периода 1920-30-х гг. Экспонируются его ранние постимпрессионистические этюды, хрестоматийные шедевры — «В облаках», «Пионер», «графичные» работы с элементами модных «измов» — «Женский портрет», «портрет К. Вялова», «Две фигуры», классический портрет И. Шервинской с реконструкцией первоначального замысла, работы первой заграничной командировки. Продолжая многолетний проект галереи ЭТОНЕМАЛЕВИЧ, на выставке представлены и композиционные схемы работ А. Дейнеки, исполненные в виде картин в стилистике К. Малевича. Выставка будет интересна широкому кругу зрителей.
читать дальшескрыть
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Адрес
Открыть в приложении
Поделиться