Изображены две обнаженные натурщицы. Одна сидит у тонкого дерева на красной и клетчатой драпировке, держа в руке зелёное яблоко. Вторая стоит, изображена со спины.
1 / 4
#1
Дейнека А.А.
Две фигуры
#10
#2
Линейно-конструктивное рисование встречается у Дейнеки с начала 1920-х. Линия тверда и служит целью едва передать объем. Она неодинакова, утолщается на узловых моментах перелома формы, штриховка не уничтожает контур.
#12
Все удачные находки учебного линейно-конструктивного рисования положены на авангардные течения в живописи, отчасти на конструктивизм и кубизм. Безусловно, это уже станковая композиция, где внимание к композиции, к оформлению плоскости холста уделено огромное. К линейному отбору добавились большие пятна, помогающие работать с силуэтом, а силуэт, будучи плоским, очень чувствителен к пластически ясному членению, цветовое равновесие пятен удерживает цельность, ритмика стройна и динамична, предметы (вроде дерева-знака, подобны символу пейзажа на русской иконе) присутствуют только в той степени, насколько они необходимы в композиции.
#11
… нужно как-то углубить <…> плоскость, попротиворечить ей как-то, нарушить её, чтобы потом строго привести к плоскости. Этим вы завоевываете пространство и даете что-то новое в вашем решении. Второстепенные предметы, таким образом, часто помогают и усложняют вашу композицию.
Дейнека А.А.
#8
На картине присутствуют яркие пятна, но одновременно много белого и почти чистый черный. (Подобные приемы и рождают споры о «графичности» живописи Дейнеки). С одной стороны — необыкновенная простота: использование линейно-конструктивного построения. С другой — необычайная сложность: рассмотрение отдельно каждого из элементов изображения показывает насколько жива и сложна каждая линия, каждое пятно, каждая цветовая растяжка.
#4
Фигуры плотно поставлены на плоскость, большое внимание уделено ступням и кистям, выделены основные группы мышц, создающие видимые объемы и схематично разобран механизм суставных соединений. Такой подход к пластической анатомии может быть назван самым практичным и верным, он ничего не имеет общего ни со срисованными тенями, из-за которых «появлялся» объем, ни с изучением невидимых и ничего не значащих в конечно-визуальном отношении мышц, ни с «дотягиванием» натуры до классических образцов. Учитель Александра Дейнеки по ВХУТЕМАСу Владимир Андреевич Фаворский писал:
#5
Композиция не может существовать без конструкции. Конструкция может без композиции. Но основа цельности у них разная. Конструкцию мы воспринимаем функционально. Представьте себе руку. Я должен воспринимать её функционально, конструктивно, от плеча в её движении. Композиционно мы воспринимаем иначе. Мы можем начать с кисти как главной формы и в композиции не решим, кому она принадлежит…
Фаворский В.А.
#13
В рамках многолетнего проекта галереи ЭТОНЕМАЛЕВИЧ работа имеет своего «двойника» — композиционную схему — картину, исполненную в стилистике произведений Казимира Малевича.
© М.Д.
#14
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
читать дальшескрыть
Две фигуры
Время создания
1923
Размер
72x57 см
Техника
холст, масло
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться