Полотно, представленное в коллекции Тюменского музейно-просветительского объединения, принадлежит кисти Станислава Жуковского. Жуковский — выпускник Московского училища живописи. Значительное влияние на него оказали Василий Поленов и Исаак Левитан. Художнику удалось соединить традиции реалистического пленэра, приемы импрессионизма и стиля модерн. Для его картин характерна яркая, но при этом немного сдержанная, выразительная палитра.
На картине Жуковского изображен княжеский дом осенью. Перед домом — осенний сад с увядающей листвой. Жуковский изобразил старинную усадьбу Милюковых в селе Всесвятское Тверской губернии, где долгое время жил и работал. Эта работа — образец позднего русского импрессионизма. Здесь сочетаются плавные переходы и крупные фактурные мазки. Художник использовал теплые оттенки для листвы и травы в саду, холодные цвета — для изображения неба и ветвей деревьев. Исследователи отмечают, что усадебные мотивы Жуковского, часто представленные на фоне осенней увядающей природы, связаны с ностальгической тоской по уходящей эпохе, по утраченной поэзии старых «дворянских гнезд». Опустевшее «дворянское гнездо» стало немым свидетелем и символом уходящей в прошлое эпохи. Старый дом и прозрачные деревья кажутся почти живыми, одухотворенными существами, у которых есть своя судьба. Свой пейзаж автор наполнил элегическим настроением и одновременно темпераментной кистью сделал его живым и динамичным. Сочные, отрывистые мазки в изображении разноцветной листвы рождают ощущение трепета, подвижности живой материи. На фоне белых стен дома со множеством цветных бликов и рефлексов багрянец листвы приобретает еще большую декоративную звучность. Мастер лишь частично использовал достижения французских импрессионистов, не переступая грань, за которой растворялась форма. Он соединил импрессионистическое видение с левитановским пониманием содержания пейзажного мотива.
Станислав Жуковский впервые представил полотно публике в 1909–1910 годах на выставке Союза русских художников. Эта картина продолжила столь любимую мастером «усадебную» тему.
На картине Жуковского изображен княжеский дом осенью. Перед домом — осенний сад с увядающей листвой. Жуковский изобразил старинную усадьбу Милюковых в селе Всесвятское Тверской губернии, где долгое время жил и работал. Эта работа — образец позднего русского импрессионизма. Здесь сочетаются плавные переходы и крупные фактурные мазки. Художник использовал теплые оттенки для листвы и травы в саду, холодные цвета — для изображения неба и ветвей деревьев. Исследователи отмечают, что усадебные мотивы Жуковского, часто представленные на фоне осенней увядающей природы, связаны с ностальгической тоской по уходящей эпохе, по утраченной поэзии старых «дворянских гнезд». Опустевшее «дворянское гнездо» стало немым свидетелем и символом уходящей в прошлое эпохи. Старый дом и прозрачные деревья кажутся почти живыми, одухотворенными существами, у которых есть своя судьба. Свой пейзаж автор наполнил элегическим настроением и одновременно темпераментной кистью сделал его живым и динамичным. Сочные, отрывистые мазки в изображении разноцветной листвы рождают ощущение трепета, подвижности живой материи. На фоне белых стен дома со множеством цветных бликов и рефлексов багрянец листвы приобретает еще большую декоративную звучность. Мастер лишь частично использовал достижения французских импрессионистов, не переступая грань, за которой растворялась форма. Он соединил импрессионистическое видение с левитановским пониманием содержания пейзажного мотива.
Станислав Жуковский впервые представил полотно публике в 1909–1910 годах на выставке Союза русских художников. Эта картина продолжила столь любимую мастером «усадебную» тему.