Станислав Юлианович Жуковский — известный русский художник лирического и усадебного пейзажа и интерьера, оставивший после себя большое творческое наследие.
Жуковский, создавая проникновенные образы природы, всегда оставался верен правде действительности. Он умело сочетает показ ее состояний, моментов и процессов, в ней происходящих, с поэзией своей внутренней жизни. Работы мастера — это одновременно и выражение «души природы», и вместилище «души художника», наполненное волнующими его чувствами и переживаниями.
Принадлежащая Калужскому музею изобразительных искусств работа Станислава Жуковского «Дюны» была создана в 1904 году, во время подлинного расцвета таланта мастера.
Продуманная композиция картины «Дюны», позволяющая охватить пейзаж единым взглядом, достаточно характерна для Станислава Жуковского. Передний план представляет собой изображение песчаного холма, заросшего деревьями; пространство второго плана — это безграничная водная гладь и светлое небо над ней. Такое соединение активных вертикалей сосен со спокойными горизонталями земных и водных пространств обеспечивает работе равновесие масс, делая ее цельной. Активная игра света, пронизывающего всю ткань картины и теней, отбрасываемых от стволов деревьев, позволяет мастеру передать в пейзаже свои самые свежие и непосредственные впечатления от многообразия и полноты жизни природы в разных ее проявлениях. Новаторство для художника — используемые здесь колористические принципы. В этот период Жуковский использовал более звучные тона и более яркие и контрастные красочные гаммы (так называемую мажорную цветовую палитру).
Также в произведениях мастера активную роль начинает играть и фактура произведения: главным средством художественной выразительности становится мазок. Крупный, рельефный, практически осязаемый, в широкой живописной манере вторящий изгибам форм, он усиливает материальность изображаемого, как будто подчеркивая динамичность и стремительность бытия.
Калужский пейзаж по своей выразительности восприятия и цельности оформления — оптимистичный гимн поэтике натуры. Однако он также прорывает одномоментность изображения, расширяет границы видения — и открывает глубину творческого духа самого художника.
Жуковский, создавая проникновенные образы природы, всегда оставался верен правде действительности. Он умело сочетает показ ее состояний, моментов и процессов, в ней происходящих, с поэзией своей внутренней жизни. Работы мастера — это одновременно и выражение «души природы», и вместилище «души художника», наполненное волнующими его чувствами и переживаниями.
Принадлежащая Калужскому музею изобразительных искусств работа Станислава Жуковского «Дюны» была создана в 1904 году, во время подлинного расцвета таланта мастера.
Продуманная композиция картины «Дюны», позволяющая охватить пейзаж единым взглядом, достаточно характерна для Станислава Жуковского. Передний план представляет собой изображение песчаного холма, заросшего деревьями; пространство второго плана — это безграничная водная гладь и светлое небо над ней. Такое соединение активных вертикалей сосен со спокойными горизонталями земных и водных пространств обеспечивает работе равновесие масс, делая ее цельной. Активная игра света, пронизывающего всю ткань картины и теней, отбрасываемых от стволов деревьев, позволяет мастеру передать в пейзаже свои самые свежие и непосредственные впечатления от многообразия и полноты жизни природы в разных ее проявлениях. Новаторство для художника — используемые здесь колористические принципы. В этот период Жуковский использовал более звучные тона и более яркие и контрастные красочные гаммы (так называемую мажорную цветовую палитру).
Также в произведениях мастера активную роль начинает играть и фактура произведения: главным средством художественной выразительности становится мазок. Крупный, рельефный, практически осязаемый, в широкой живописной манере вторящий изгибам форм, он усиливает материальность изображаемого, как будто подчеркивая динамичность и стремительность бытия.
Калужский пейзаж по своей выразительности восприятия и цельности оформления — оптимистичный гимн поэтике натуры. Однако он также прорывает одномоментность изображения, расширяет границы видения — и открывает глубину творческого духа самого художника.