Станислав Юлианович Жуковский родился в 1873 году в селе Ендриховцы Гродненской губернии Российской империи (ныне — территория Белоруссии). Его отец был польским аристократом, лишившимся своих владений и дворянских прав за участие в антироссийском восстании 1863 года. Первые навыки рисования Жуковский получил под руководством Сергея Никитича Южанина (1862—1933) в реальном училище в Белостоке.
В 19 лет против воли отца будущий художник отправился в Москву обучаться живописи. Он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями стали Исаак Левитан, Василий Поленов, Валентин Серов. Все трое состояли в Товариществе передвижных художественных выставок. «Передвижники», как именовали себя художники этой группы, противопоставляли себя академистам. Они предпочитали работать с натуры, а не в классах, обращались к современным сюжетам вместо традиционных академических. Большое место в творчестве передвижников занимал пейзаж. В уставе Товарищества была провозглашена главная его цель: устраивать передвижные выставки художников по всей России. Отсюда и название — «передвижники». С 1895 года участие в выставках передвижников принимал и Жуковский.
Творчество Станислава Жуковского во многом продолжало традиции передвижников, в большей степени на нем сказалось влияние лирических пейзажей Исаака Левитана. Жуковский писал большинство своих работ на природе, особое внимание уделял цвету и свету. В поисках натуры художник много путешествовал по старинным дворянским усадьбам России. Основными сюжетами его работ были усадебные парки или интерьеры с окнами, распахнутыми в сад.
Картина «Бессонная ночь. Светает» отражает особенности художественного стиля художника. Это читается в выборе сюжета работы: небольшой усадебный дом, окруженный парком, посреди него — клумба в виде звезды, под цветущим кустом сирени задремала на садовом стуле хозяйка. Картина выполнена в свойственной художнику импрессионистической манере — это видно и по выбору цветов, и по манере письма. Жуковскому удается передать лирическое настроение ночи, которая уже почти закончилась и постепенно переходит в утро. Картина наполнена состоянием покоя, безмятежности, все словно замерло перед наступлением нового дня.