Станислав Юлианович Жуковский — признанный мастер лирического пейзажа, продолжатель традиций Алексея Саврасова, Василия Поленова и своего учителя Исаака Левитана. Его творчество отличается тематическим разнообразием: помимо «чистого» пейзажа, Жуковский обращался к усадебному пейзажу и изображению интерьеров. Эти картины составляют обособленные циклы, органически связанные между собой. Зачастую в одной работе художника гармонично сосуществуют элементы разных жанров.
Находясь под обаянием пушкинской эпохи, Жуковский сосредоточил внимание на русской провинциальной усадьбе. Своеобразный мир усадьбы объединяет прошлое и настоящее, историю национальной культуры «золотого века», ее судьбу на рубеже веков и семейные традиции дворянского рода. Лирические образы, близкие творчеству Жуковского, встречаются в русской поэзии XIX — начала XX века. Они звучат в стихотворениях Алексея Толстого, Семена Надсона, Ивана Бунина. Интерес к русской усадьбе у художников слова и кисти возрос в связи с постепенным уходом дворянской культуры в историю.
Жуковский много путешествовал по России, изучая старинные «дворянские гнезда» и стараясь передать в своих картинах очарование уходящего усадебного быта. Его полотна насыщены светом, цветными рефлексами и тенями, свободны по живописи. Широкая обобщенная манера письма, применение светотеневых контрастов и использование цветовых аккордов повышенной звучности сообщают произведениям художника декоративный характер.
Усадьба Островки в Тверской губернии на целое десятилетие стала пристанищем для художника. Ежегодно с ранней весны и до поздней осени он снимал в имении большой дом. Жуковский любил изображать уголок парка на берегу озера Молдино с живописной перспективой между большим и малым островами. Перед нами — покрытый белой скатертью стол с самоваром и цветами настурций в фарфоровых вазах. Рядом — ампирные кресла с небрежно брошенными на них пестрыми шалями. Складывается впечатление, что их обладательницы незримо присутствуют на полотне, оставшись за рамой этой выхваченной из потока обыденной жизни сцены. Закатные лучи солнца, играющие на стволах и ветках деревьев, усиливают чувство грусти по уходящей гармонии усадебного мира.
На выставках объединения «Союз русских художников» Жуковский неизменно привлекал внимание публики и знатоков живописи поэтическим характером своего творчества. Этот пейзаж был приобретен известным московским коллекционером Александром Касьяновым, передавшим затем свою коллекцию в Румянцевский музей. Отсюда в 1924 году пейзаж в составе коллекции русской живописи поступил в Западно-Сибирский краевой музей, в его художественный отдел, положивший начало музею имени М. А. Врубеля.
Находясь под обаянием пушкинской эпохи, Жуковский сосредоточил внимание на русской провинциальной усадьбе. Своеобразный мир усадьбы объединяет прошлое и настоящее, историю национальной культуры «золотого века», ее судьбу на рубеже веков и семейные традиции дворянского рода. Лирические образы, близкие творчеству Жуковского, встречаются в русской поэзии XIX — начала XX века. Они звучат в стихотворениях Алексея Толстого, Семена Надсона, Ивана Бунина. Интерес к русской усадьбе у художников слова и кисти возрос в связи с постепенным уходом дворянской культуры в историю.
Жуковский много путешествовал по России, изучая старинные «дворянские гнезда» и стараясь передать в своих картинах очарование уходящего усадебного быта. Его полотна насыщены светом, цветными рефлексами и тенями, свободны по живописи. Широкая обобщенная манера письма, применение светотеневых контрастов и использование цветовых аккордов повышенной звучности сообщают произведениям художника декоративный характер.
Усадьба Островки в Тверской губернии на целое десятилетие стала пристанищем для художника. Ежегодно с ранней весны и до поздней осени он снимал в имении большой дом. Жуковский любил изображать уголок парка на берегу озера Молдино с живописной перспективой между большим и малым островами. Перед нами — покрытый белой скатертью стол с самоваром и цветами настурций в фарфоровых вазах. Рядом — ампирные кресла с небрежно брошенными на них пестрыми шалями. Складывается впечатление, что их обладательницы незримо присутствуют на полотне, оставшись за рамой этой выхваченной из потока обыденной жизни сцены. Закатные лучи солнца, играющие на стволах и ветках деревьев, усиливают чувство грусти по уходящей гармонии усадебного мира.
На выставках объединения «Союз русских художников» Жуковский неизменно привлекал внимание публики и знатоков живописи поэтическим характером своего творчества. Этот пейзаж был приобретен известным московским коллекционером Александром Касьяновым, передавшим затем свою коллекцию в Румянцевский музей. Отсюда в 1924 году пейзаж в составе коллекции русской живописи поступил в Западно-Сибирский краевой музей, в его художественный отдел, положивший начало музею имени М. А. Врубеля.