Афанасий Осипов — якутский живописец, народный художник СССР, академик Российской академии наук, лауреат Государственной премии РФ имени Ильи Репина. Работы Осипова экспонировались на всесоюзных и международных выставках.
Живопись Афанасия Осипова тесно связана с традициями русского реализма и советской школы. Художник с большим уважением относился к классическому искусству, но столь же значительна для понимания творчества Осипова связь его с родиной, Якутией — ее историей, жизнью и природой. Живописная композиция Афанасия Осипова «Идущие скалы», написанная в 2004 году, посвящена природному шедевру горной Якутии — горе Кисилях, вдохновившей художника. Согласно древней легенде, когда земли современного Верхоянья еще не были покрыты снежными горизонтами и несломленными льдами, в горах жили люди. Изменение климата с каждым годом приносило все больше холода и, когда представилось невозможным жить среди морозного дыхания природы, люди гор решили перекочевать на юг. По дороге с ними произошла беда: переходя Кисиляхский хребет, многие из них замерзли и превратились в каменные изваяния. По народным преданиям, с тех пор сакральные «кисиляхи» являются местами силы — от них исходит положительная жизненная энергия.
В пейзаже «Идущие скалы» художник подчеркивает напряженный колорит «кисиляхов», используя цветовые акценты темно-серых, землистых и медных оттенков. Наточенному взору автора удалось уловить настроение природы и передать монументальное величие скал, каждая из которых уникальна по форме.
Во второй половине 19 века исследователь Сибири Гергард Майдель описал геологический феномен Кисиляхских скал в своих записях: «Нижняя часть этих странных образований до высоты одной сажени была большей частью тоньше, чем верхняя. Были даже такие, что, проезжая мимо них верхом, невольно задаешь себе вопрос,: не лучше ли объехать, потому что колонны стояли на столь тонкой ножке, что могли, казалось, обрушиться каждую минуту». В пейзаже автор усложняет композиционную структуру, открывая и противопоставляя вид на передний и дальний планы.
Живопись Афанасия Осипова тесно связана с традициями русского реализма и советской школы. Художник с большим уважением относился к классическому искусству, но столь же значительна для понимания творчества Осипова связь его с родиной, Якутией — ее историей, жизнью и природой. Живописная композиция Афанасия Осипова «Идущие скалы», написанная в 2004 году, посвящена природному шедевру горной Якутии — горе Кисилях, вдохновившей художника. Согласно древней легенде, когда земли современного Верхоянья еще не были покрыты снежными горизонтами и несломленными льдами, в горах жили люди. Изменение климата с каждым годом приносило все больше холода и, когда представилось невозможным жить среди морозного дыхания природы, люди гор решили перекочевать на юг. По дороге с ними произошла беда: переходя Кисиляхский хребет, многие из них замерзли и превратились в каменные изваяния. По народным преданиям, с тех пор сакральные «кисиляхи» являются местами силы — от них исходит положительная жизненная энергия.
В пейзаже «Идущие скалы» художник подчеркивает напряженный колорит «кисиляхов», используя цветовые акценты темно-серых, землистых и медных оттенков. Наточенному взору автора удалось уловить настроение природы и передать монументальное величие скал, каждая из которых уникальна по форме.
Во второй половине 19 века исследователь Сибири Гергард Майдель описал геологический феномен Кисиляхских скал в своих записях: «Нижняя часть этих странных образований до высоты одной сажени была большей частью тоньше, чем верхняя. Были даже такие, что, проезжая мимо них верхом, невольно задаешь себе вопрос,: не лучше ли объехать, потому что колонны стояли на столь тонкой ножке, что могли, казалось, обрушиться каждую минуту». В пейзаже автор усложняет композиционную структуру, открывая и противопоставляя вид на передний и дальний планы.