Творческая деятельность выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Ивана Васильевича Лучанинова (1781 г., Торопец — 1824 г., Санкт-Петербург) продолжалась недолго — всего двенадцать лет. В то время Отечественная война усилила патриотические ноты в искусстве, интерес к жизни обычного народа. Картины того времени провозглашали торжество гражданского долга, классические сюжеты и иносказательные приемы уступали место современным реалиям.
Особенно ярко в этот период проявляется возникшее в педагогической системе Академии художеств новое понимание реального жизненного события, что привело к появлению конкурсных и экзаменационных программ на современные и вполне актуальные темы. Так, в академической программе 1812 года появляется сюжет, посвященный народному ополчению, и за картину «Проводы ополченца», или «Благословение ратника», выпускник «по классу портретов» Лучанинов получил золотую медаль Академии. Это произведение сразу же получило настолько широкое признание, что послужило оригиналом для шпалеры и многочисленных гравюр, а также неоднократно с некоторыми изменениями повторялось самим художником.
Работу «Возвращение ратника из ополчения в свое семейство», написанную Лучаниновым позднее, в 1815 году, постигло забвение. Долгое время эта картина и ее варианты значились под другим авторством и имели иное название. Один из вариантов сегодня находится в собрании Таганрогского художественного музея.
Это небольшое произведение посвящено современной, «жизненной» теме, исполнено в классической, строго академической манере и не лишено доли идеализации. Заметна некоторая непропорциональность фигур относительно друг друга, влияние иконописных образцов на трактовку одного из центральных персонажей. Но через академические условности здесь пробиваются живые чувства. Настроение радости, приподнятости от встречи ополченца с родными выражено в общей композиции сцены. Особенно выразителен не вымышленный, а реальный герой этого живописного повествования — один из тех истинных патриотов русской земли, кто «с честью и славою» исполнил свой долг перед Отечеством. С большой тщательностью и документальной точностью описаны детали его военного мундира и снаряжения.
Работа Лучанинова не только вошла в обширную и разнообразную летопись Отечественной войны 1812 года, но и сыграла определенную роль в развитии новых тенденций русского искусства начала XIX века. Являясь непосредственным откликом на военные события, эта картина дорога как своеобразный документ эпохи, живой голос времени.
Особенно ярко в этот период проявляется возникшее в педагогической системе Академии художеств новое понимание реального жизненного события, что привело к появлению конкурсных и экзаменационных программ на современные и вполне актуальные темы. Так, в академической программе 1812 года появляется сюжет, посвященный народному ополчению, и за картину «Проводы ополченца», или «Благословение ратника», выпускник «по классу портретов» Лучанинов получил золотую медаль Академии. Это произведение сразу же получило настолько широкое признание, что послужило оригиналом для шпалеры и многочисленных гравюр, а также неоднократно с некоторыми изменениями повторялось самим художником.
Работу «Возвращение ратника из ополчения в свое семейство», написанную Лучаниновым позднее, в 1815 году, постигло забвение. Долгое время эта картина и ее варианты значились под другим авторством и имели иное название. Один из вариантов сегодня находится в собрании Таганрогского художественного музея.
Это небольшое произведение посвящено современной, «жизненной» теме, исполнено в классической, строго академической манере и не лишено доли идеализации. Заметна некоторая непропорциональность фигур относительно друг друга, влияние иконописных образцов на трактовку одного из центральных персонажей. Но через академические условности здесь пробиваются живые чувства. Настроение радости, приподнятости от встречи ополченца с родными выражено в общей композиции сцены. Особенно выразителен не вымышленный, а реальный герой этого живописного повествования — один из тех истинных патриотов русской земли, кто «с честью и славою» исполнил свой долг перед Отечеством. С большой тщательностью и документальной точностью описаны детали его военного мундира и снаряжения.
Работа Лучанинова не только вошла в обширную и разнообразную летопись Отечественной войны 1812 года, но и сыграла определенную роль в развитии новых тенденций русского искусства начала XIX века. Являясь непосредственным откликом на военные события, эта картина дорога как своеобразный документ эпохи, живой голос времени.