Еще в довоенное время в творчестве Элия Белютина появляется абстрактно-логический метод, который стремительно распространялся и в творчестве многих его современников. Пафос объективного освоения мира становится господствующим тоном эпохи, а научный инструментарий — наблюдение, эксперимент и вычисление — признаётся важнейшим способом получения истинного, положительного знания во всех сферах духовной деятельности человека.
Важные изменения в связи с этим претерпевает живописный язык натюрморта. В построении картины разрабатывается ряд приёмов, противолежащих классической композиции, призванных фокусировать взгляд на динамическом импульсе, например, асимметрия. Тщательно и всесторонне изучается реальная действительность — жизнь от начала и до конца; при этом внимание акцентируется на простых предметах, окружающих нас каждый день. Искусство становится инструментом, заново созидающим мир предметный и тем самым воспроизводящим мир внутренний.