В творчестве Белютина жанр натюрморта достаточно редок. Впрочем, в зрелый период, в особенности после создания «Новой реальности», жанровые границы его работ стираются: даже при авторском уточнении в названии, становится трудно определить, натюрморт это, сюжетное полотно или портрет. В первую очередь для автора важна установка на экспрессивный индивидуальный «выплеск». Способствуют этому и общие для любого жанра технические приемы, которые Элий Белютин возводил к завету Аристарха Лентулова, неоднократно повторяя ученикам и последователям: «При помощи мастихина и краски делай бугристую поверхность в любом жанре — натюрморт, пейзаж, портрет… Сделай высокое напряжение на картонке — и ты в раю. Экспрессия — прежде всего». Так иронически, но по сути верно передает наставления мэтра его ученик Владислав Зубарев.
«Натюрморт» 1954 года невероятно экспрессивен. Прежде всего бросается в глаза активное колористическое решение, которое в ранних, близких реализму работах выглядит весьма смело и декоративно. Условное изображение стола (по-видимому, рядом с окном — черный контур напоминает пейзаж то ли холмистой местности, то ли сада) будто растворяется в калейдоскопе интенсивных цветовых плоскостей. Основа композиции — ритмичная смена этих плоскостей под сильным углом. Создается впечатление, что художник прямо на наших глазах превращает самостоятельную абстрактную работу в натюрморт, схематично наметив поверх нее контур вазы, стебли и листья цветов, чайную чашку и раскрытую книгу.