В 1942 году, после тяжелой контузии, Элий Белютин прямо из госпиталя возвращается в Художественный институт. В 1943–1944 годах он еще тесно связан с фронтом — регулярно выезжает в прифронтовую полосу по путевкам ЦК ВЛКСМ, руководит занятиями Всевобуча для демобилизованных офицеров.
В 1945 году Академия Архитектуры командирует художника «с целью фиксации разрушений войны», в том числе ущерба, нанесенного шедеврам древнерусского деревянного зодчества, в Карелию. Эта командировка, по итогам которой Белютин должен был представить отчетную выставку, совпадает с его увлечением педагогической системой П.П. Чистякова. Эпистолярное наследие Чистякова вчерашний фронтовик изучает в ленинградских архивах.
Идеи Чистякова оказались близки Белютину. Обоих не устраивала учебная программа академического рисунка, которая виделась им «далёкой от живой динамики и объективных законов натуры и лишь покорно следующей внешней видимости форм». Оба тяготели к принципу «правильного видения», то есть восприятия натуры целиком, когда все формы в фигуре связаны друг с другом. «Видеть трёхмерно, но не так, как в обиходе, а сознательно, чтобы передать реальную природу на картинной плоскости», — так формулировал этот принцип Чистяков.
Хотя карельские архитектурные пейзажи Белютина реалистичны, это уже реализм «по Чистякову». Чистяков мыслил всякую объёмную форму ограниченной по плоскостям (эти границы и воспринимаются нашим глазом как общая видимость, «каркас» фигуры), причем каждая плоскость имела своё положение и освещение, от которых зависел тон в рисунке и, в конечном счете, — объём. Чтобы создать объёмную фигуру из плоскостей, следовало рисовать от общего к частному, от построения общей формы к ее уточнению, от выявления общего характера и впечатления к конкретным деталям; после этого этапа выполнялось «поверочное рисование», т. е. сравнение и соизмерение частей. Последним, третьим этапом был синтез первых двух — «обобщение». Именно так и писалась белютинская «Карелия».
Через год, в 1946 году, Элий Белютин окончит Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, а вскоре — и творческую аспирантуру (1949) по кафедре живописи, где он учился у Павла Кузнецова, Аристарха Лентулова, Льва Бруни. В 1947 году будет принят в Союз художников. В 1948 состоится первая персональная выставка Элия Белютина в Москве.