Элий Белютин родился в 1925 году, а в 1927 году его отец Микеле Беллуччи, итальянец по происхождению, был расстрелян. Мать, Лидию Ивановну Гриневу, дворянку из рода Курбатовых, с двухлетним сыном выслали в Душанбе. Хотя времена семейной трагедии пришлись на раннее детство Элия, они оставили в его сознании глубокий след и повлияли на становление личности будущего художника. Цвет и форма стали способом выражения эмоций, которые нельзя было проявлять иначе.
Ранние работы Белютина, датируемыми концом 1930-х—серединой 1950-х годов, — не только ученические этюды, но и свидетельство уже начавшегося поиска нового живописного метода.
К произведению «Автопортрет. Зуб болит» (1937-1939) художник возвращался в течение двух лет.
Впоследствии Белютин часто пишет самого себя анфас: создается ощущение пристальной саморефлексии. Изображение абсолютно плоскостное за счет использования самого простого вида перспективы — параллельной, которая применяется, если предмет воспринимается зрителем фронтально. Пятнами локальных цветов (без учёта света, теней, рефлексов от окружающих предметов) автор заполняет все пространство холста, выделяя контуром фигуру и повязку на голове, подчеркивая мимику. Зубная боль и человек, страдающий от нее, словно бы зависают в безвоздушном пространстве, в вакууме; эмоция острого физического страдания и бунт против зависимости духа от тела переданы скупыми средствами с максимальной силой. Обращение к плоскостной живописи, лишенной светотеневой моделировки, освобождает Белютина от традиционных принципов реализма, открывая новые пути художественного поиска.