Произведение представляет последний период творчества В.Н. Мешкова. Он и раньше создавал яркие «настроенческие» пейзажи. Живя в Крыму, он пишет череду пронизанных солнцем видов полуострова. И этот вид от морского берега на крымские горы переносит зрителя в лиловатую атмосферу южного утра, еще не раскаленных солнцем скал и голубых теней у южных белых домиков. Пейзаж изображает одно из небольших поселений южного берега Крыма, так любимого отдыхающими. Главная героиня здесь — гряда Крымского горного хребта с тающей в утренней дымке высочайшей вершиной — Ай-Петри. Спокойствие и счастье царят в это время и в картинах и в самой жизни художника. Последние годы жизни будут омрачены тревогами войны, но государство оценит заслуги мастера, присвоив в 1943 г. В.Н. Мешкову звание народного художника РСФСР.
#2
#3
Уже улеглись волнения больших персональных выставок, прошедших в Москве и Ленинграде в 1937 г. В.Н. Мешков с 1890-х гг. известен как портретист, до революции создал галерею портретов известных людей своего времени (например, портрет Л.Н. Толстого 1910 г.). В советское время художник стал активным общественным деятелем и членом Ассоциации художников революционной России. Герои революции и современники вдохновили мастера на новый цикл портретов. Он пишет К. Цеткин (1924), С.М. Буденного (1927), К.Е. Ворошилова (1929), М.И. Калинина (1929), а также деятелей культуры, красноармейцев и рабочих. Портреты пишутся маслом или рисуются на ватмане большого формата углем, соусом и сангиной. Именно в графике В.Н. Мешков не превзойден как портретист. А на этом портрете изображен Ксаверий Павлович Чемко (1896–1942) — художник, скульптор и организатор изостудии на Тверской улице в Москве, куда приглашен преподавать и Д.Н. Кардовский (с 1922 по 1930 г.), педагог Мешкова по Петербургу.
#4
В.Н. Мешков ведет занятия в собственной студии в Москве, много общается с коллегами, они часто встречаются.
В 1934 г. Ксаверий Чемко как представитель младшего поколения художников застенографировал беседу с В.Н. Мешковым о его творческом пути. Но учителю суждено будет пережить младшего коллегу: художник и педагог К.П. Чемко погибнет во время Великой Отечественной войны.
Мешков В.Н. Мужской портрет. 1937 г. Бумага, сангина, уголь, карандаш цветной. 71×53 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#8
Пока же студия Василия Никитича Мешкова помещалась на углу Моховой и Воздвиженки и называлась в среде художников студией «Старообрядца» за непоколебимость устоев и верность реалистическим традициям: Мешкова ставили в один ряд по значению педагогической деятельности и незаурядности таланта с академиками П.П. Чистяковым, Д.Н. Кардовским.
#5
И он старался передать мастерство своим ученикам, как когда-то ему в Московском училище живописи, ваяния и зодчества передавали В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, В.Д. Поленов.
20-летний Василий Мешков пишет тогдашнюю атмосферу творчества в небольшой картине 1888 г. «В мастерской художника».
Мешков В.Н. В мастерской художника. 1888 г. Холст, масло. 43,5×32,5 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#9
Всего через год Василий продолжит образование в Петербурге в Академии художеств, где учителями будут П.П. Чистяков и Д.Н. Кардовский, и откуда он выйдет в жизнь убежденным художником-реалистом. Творческий дух и восхищение природой, будь то человек или пейзаж, останутся важнейшими чертами этого мастера до последних мгновений жизни.
#7
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
читать дальшескрыть
Крымский пейзаж
Время создания
1938
Размер
75x66 см
Техника
холст, масло
Выставка
10
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться