«Повесть временных лет» рассказывает об осаде Киева печенегами в 992 году. Сразиться с печенегом в решающем поединке вызвался простой усмарь — кожевенных дел мастер — по имени Ян. Чтобы убедиться в его силе, киевляне устроили испытание: ему предстояло остановить бегущего быка, что он и сделал, вырвав при этом у быка кусок шкуры.
1 / 5
Испытание силы Яна Усмаря
Время создания
1796 (1797?) год
Размер
283x404 см
283x404 см
283x404 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
32
Открыть в приложении #5
#7
Этот момент и изобразил художник Григорий Угрюмов. Следуя требованиям академизма, он расположил главную фигуру в самом центре. Справа — князь Владимир на троне и его дружинники с копьями, все они поражённо смотрят на действо. Молодой юноша и старик в левой части картины — скорее всего, отец и брат Яна Усмаря.
Композиция выглядит так эффектно благодаря диагоналям. Фигура Усмаря движется влево, её уравновешивает тяжелая туша быка, стремящегося вправо. Жест князя Владимира образует другую диагональ со вздёрнутой ногой упавшего воина.
#8
Падающая фигура подчёркивает напряжённость ситуации и резкость движения богатыря. Если бы Усмарь не смог остановить быка, он бы упал и оказался примерно в такой же позе. С помощью распространённого в то время метода живописец показал несколько стадий движения на статичном холсте.
#9
Герои Угрюмова облачены в античные одежды: тоги или римские доспехи. На Владимире — красный плащ и золотая корона. Дело в том, что образцом для академических мастеров были классические произведения. Археология в конце XVIII века ещё не была развита, и автор просто не знал, какой была одежда в Древней Руси.
#23
#15
Общая патетика, яркий колорит и выразительный свет связаны с увлечением Угрюмова барокко, в особенности произведениями голландского художника Питера Пауля Рубенса. Автор использовал «рубенсовские» тёплые тона и игру светотени.
#16
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Персей освобождает Андромеду. Холст, масло. Около 1622. Государственный Эрмитаж.
#10
В том, что касается сюжета, живописец следовал традициям Антона Лосенко, который первым в России стал писать картины на исторические темы. Однако полотно Лосенко было посвящено русским князьям, а Угрюмов одним из первых в русской живописи сделал главным героем народного богатыря. «Испытание силы Яна Усмаря» соответствовало эпохе Просвещения благодаря использованию материала русской истории и патриотичности сюжета.
Антон Лосенко (1737–1773). Владимир и Рогнеда. Холст, масло. 1770. Государственный Русский музей.
#14
Григорий Угрюмов — известный художник-академист и выдающийся педагог конца XVIII — начала XIX века. Ему покровительствовали при дворе Екатерины II, Павла I и Александра I. По императорским заказам он исполнял картины для петербургских соборов, построенных в то время. За полотно о Яне Усмаре Угрюмов получил звание академика в 1797 году.
#17
Иван Пожалостин (1837–1909). Испытание силы Яна Усмаря. Гравюра резцом с одноимённой картины Григория Угрюмова. 1872–1874. Государственный Русский музей.
#18
Неизвестный автор. «Ян Усмошвец» (Усмарь). Гравюра с картины Григория Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Вторая половина XIX века. Государственный Русский музей
#19
Картина Григория Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря» в процессе реставрации. Фото 2014 года.
#20
Ведущий реставратор Русского музея Александр Минин удаляет старые записи на картине Григория Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Фото 2014 года.
#24
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Испытание силы Яна Усмаря
Время создания
1796 (1797?) год
Размер
283x404 см
283x404 см
283x404 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
32
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться