Среди шедевров графики музея — портрет Жозефины Полонской работы Ивана Крамского. Впервые он экспонировался на посмертной выставке художника в Петербурге в 1887 году одновременно с живописным портретом поэта Якова Полонского. Семидесятые годы XIX века — время творческого расцвета Крамского. Помимо привычной живописи, художником была отточена манера исполнения графических портретов — больших монохромных изображений сухим или мокрым соусом, написанных быстро, за несколько часов.
Портрет Полонской — в ряду подобных работ. Судьба этой женщины похожа на роман. «История жизни Жозефины Антоновны и история любви к ней Полонского, — пишут современные биографы, — это ожившая легенда о Пигмалионе и Галатее». Жозефина Рюльман росла сиротой, воспитывалась в католическом пансионе в Петербурге, затем была гувернанткой в семье полковника, профессора военного училища и члена организации «Народная воля» Петра Лаврова. Вскоре она покинула дом и поселилась в семье врача Конради.
Позднее Жозефина Антоновна встретила известного
поэта Полонского, на долю которого выпали тяжелые испытания: в январе
1860 года умер сын, а еще через полгода не стало жены. Шесть лет
спустя после трагедии в календаре Полонского появилась запись: